Войти в почту

Русское «секретное» оружие. Как сыграть на балалайке Моцарта и джаз

Балалайка - чуть ли не первое, что приходит в голову, когда говоришь о России и русских. О том, кто сегодня учится игре на этом инструменте, почему балалайку нельзя назвать примитивной и какие душевные струны затрагивает игра на ней, корреспонденту «АиФ Оренбург» рассказывает преподаватель игры на балалайке, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых народных инструментов ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Светлана Иванова. Интерес - в генах Евгения Чернова «АиФ Оренбург»: Светлана Валентиновна, кто сегодня интересуется таким инструментом, как балалайка? Светлана Иванова: К сожалению, балалайка сегодня не пользуется большой популярностью, и интерес к ней проявляет только узкий круг почитателей. Но, если бы она чаще звучала, то тогда бы ее люди «вспомнили» и полюбили. Исходя из личного опыта, хочу сказать, что балалайкой интересуются очень многие - и взрослые, и дети. Другое дело - ее не часто удается услышать. А вы попробуйте рассказать своим детям о балалайке, сводите их на концерт русских народных инструментов, и сами увидите, интересуются ли дети балалайкой. Они и спрашивать будут только о ней. Так в апреле в нашем институте проводился концерт «Балалайка - символ русской музыкальной культуры», на который пришли школьники. Несмотря на то, что концерт состоял из сложных классических произведений, они с удовольствием слушали балалайку, а после концерта некоторые из них решили научиться играть на ней. Видимо, этот интерес заложен в русском народе на генетическом уровне. Я считаю, что балалайка - это настоящее «секретное» русское оружие, которое пока используется не в полную силу. Что касается моих учеников и студентов, то у меня нет желания «натаскать» их, у меня задача - зажечь огонек любви к этому инструменту - вдруг он потом разгорится в пламя. - Как вы сами пришли к игре на этом инструменте? - Мне предложила обучаться на балалайке мама. Она как-то пришла с работы и сказала, что рядом с нами живет хорошая учительница по балалайке. Я начала ходить к ней на частные уроки, а уже потом поступила к ней в класс в музыкальную школу. Окончив музыкальную школу, я поступила в музыкальный колледж, потом в институт, а впоследствии в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию «Эволюция звукового образа балалайки в ее звуковом развитии». Более того, по моим стопам пошла дочь Анна - лауреат всероссийских и Международных конкурсов. С гастролями в Париж - В чем особенность этого инструмента? Как на трех струнах можно показать богатство звука? Бытует мнение о примитивизме этого инструмента. - Еще Чайковский говорил: «Какая прелесть эти балалайки! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении - оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен». У балалайки всего три струны - две нейлоновые и одна металлическая. Именно они обеспечивают тот самый неповторимый тембр, проникающий в самое сердце. Балалайка как никакой другой инструмент способна выражать эмоции музыканта, ведь у нас нет медиаторов и различных приспособлений - в игре принимают участие только руки и душа. Именно такой минимализм обеспечивает бесперебойную подачу эмоций от музыканта к слушателю. По моему мнению, роль балалайки среди огромного количества других музыкальных инструментов - помочь понять самим себе потаенную силу русского народа, его душу. В современном общественном сознании балалайка прочно ассоциируется лишь с фольклорным направлением в исполнительстве. Все думают - сейчас выйдет балалаечник и «сбацает» частушку. Мнение, правда, быстро меняется, когда зрители слышат современный исполнительский уровень и ту музыку, которая написана для балалайки. Сегодня на балалайке можно сыграть все - от классических произведений Баха, Моцарта и до современной музыки. Сейчас балалайка на одном уровне с классическими музыкальными инструментами. На ней больше приемов игры, чем на скрипке! Джаз на трех струнах - Какова история балалайки? Что известно о ее рождении и предназначении? - За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали в 1648, но она выжила и вновь вернулась к народу, ее усовершенствовал тверской помещик В.В. Андреев и создал Великорусский балалаечный оркестр, который покорил Париж с гастролями. Если раньше на балалайке играли сидя на завалинке, то теперь на ней исполняют классические произведения на концертных сценах. До сих пор неизвестно когда возникла балалайка. Гипотез много. Кто-то считает, что это исконно русский инструмент, издревле бытовавший на Руси, некоторые утверждают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига. Но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа. - Есть ли музыка, которую невозможно сыграть на балалайке? Получается ли перекладывать для нее современные произведения? - Возросший уровень исполнительства на современном этапе позволяет исполнять на балалайке любые произведения - классические переложения, обработки народных песен и танцев, современные оригинальные сочинения разных жанров, джазовые обработки. Для балалайки не только перекладывают современные произведения, но и пишут, в частности такой известный исполнитель, как Алексей Архиповский. С каждым годом для меня в балалайке открываются новые грани и новые возможности и, я думаю, что ресурс ее неисчерпаем.

Русское «секретное» оружие. Как сыграть на балалайке Моцарта и джаз
© АиФ-Оренбург