Хабаровск, по которому хочется ходить в валенках
Побродить по центру старого Хабаровска, заглянуть в маленькие дворики, утопающие в сирени, где остались аккуратно сложенные поленницы дров, покосившиеся заборы, незатейливые антенны, предлагает всем нам хабаровский художник Евгений Базилевич, который выставил в Дальневосточном художественном музее свои этюды. Дом с человеческим лицом Так писать город может только человек, который его любит. Евгений Базилевич – коренной хабаровчанин. Здесь он родился, учился в педагогическом институте на худграфе. Теперь сам преподает рисунок и историю искусств на кафедре архитектуры и урбанистики в ТОГУ. Говорит, что всегда любил бродить по городу, забираясь в глухие дворы и переулки, на первый взгляд малопривлекательные. Но там художник открывал жизнь, которая ему была интересна. Наверное, поэтому Хабаровск у него не парадный, как на открытках или рекламных проспектах, а тихий, камерный, в полутонах уходящего солнца, в разные времена года. Город со строго сдержанной красотой архитектуры минувших веков, наружными лестницами, кирпичными трубами, с фонарями и чахлыми деревцами. Хабаровск, которого мы порой просто не замечаем. Уже в названии его работ – свое, особое отношение к написанному. Например, «Светлая дорожка во дворе старого дома» или «Дом у разбитого сердца». Это только кажется, что свои судьбы, порой трагические, могут быть у людей. Они случаются и у домов, которые жили-жили вместе со своими хозяевами, да и состарились. Оказались ненужными. На них лежит печать прожитых лет. Вот у большого старого дома сидит уставшая женщина, сложила руки на груди. И сразу понятно, что она одинока. - Так оно и есть, - рассказал Евгений Базилевич ИА «Хабаровский край сегодня». – Мы со студентами рисовали ее дом. И хозяйка поведала нам свою историю. Ее единственный сын погиб, а мужа у нее давно нет. Одна, как перст. И только белье полощется на ветру, как ее мятущаяся душа. - Чем интересна мне эта выставка? – размышляет заместитель директора музея по науке Людмила Козлова. - Художник пристально вглядывается в графические черты старого города, находя в привычном очень неожиданные ракурсы. Художник ничего не выдумывает, он ищет композицию в пространстве. Пространство же у него живое, реальное, оно уже существует, автор только выбирает то, что ему кажется важным. Старый дом у него имеет свою ауру. Первое ощущение, что это Хабаровск, по которому хочется ходить в валенках. Художник никогда не писал с фотографий, он всегда искал натуру и доводил ее до совершенства. Небольшие пейзажи его как правило безлюдны. Но при этом в работах нет пустоты, ощущения незаполненности пространства. Дома у Базилевича словно сами наделены человеческими чертами с эмоциями. Он претворяет жанр пейзажа в портрет, передавая то или иное настроение. Окна с наличниками – словно светлые лики. И все они доверяет автору свои истории жизни. Обуглившийся памятник Базилевичу как художнику и горожанину искренне жаль, что старого Хабаровска почти не осталось. Конечно, город должен развиваться. Но ему тяжело смотреть на то, как это происходит. - Без почтения к художественному образу города, - говорит художник. - Новостройки, которые буквально нависают над старыми особняками в центре Хабаровска, просто уничтожают его, делают застройку дикой, хаотичной. В Западной Европе бережно относятся к своему наследию. Этому есть даже экономическое объяснение – туристы едут туда, где создан толстый культурный слой, где уютно. У нас же центр города убит современными домами, которые не соответствуют старинным особнякам ни по масштабу, ни по стилистике, ни по фактуре. Обидно, что новостройками закрываются красивые видовые точки, раскрывающие особенности рельефа города. С пересечения улиц Комсомольской и Муравьева-Амурского дома словно спускались ступенями, собор на Комсомольской площади просто парил, теперь ничего этого нет. Между тем примеры бережного отношения к старине есть. В той же Иркутской области старые деревянные дома восстанавливают, в них располагаются разные ведомства, в частности министерство культуры. Сетуя, Базилевич не перестает любить этот город и рисовать его. Он надеется, что найденная им однажды тема еще долго не будет закрыта и он станет по-прежнему открывать нам город, которого мы в суете просто не замечаем.