Александр Шанин: Мы делаем все, чтобы укрепить дружбу между Беларусью и Россией
Александр Александрович, расскажите о капелле. Александр Шанин: Капелла образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским. В коллективе свыше 200 артистов, он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов. К слову, Валерий Полянский - один из лучших интерпретаторов Чайковского, давно и прочно связан с Беларусью. Начиная с 1982 года выступал в Могилеве, Гродно, Витебске, Полоцке, Минске, а с 1990 года в течение семи лет ежегодно проводил и был художественным руководителем фестиваля старинной музыки в Полоцке. А что за фестиваль "Магутны Божа"? Александр Шанин: Это крупнейший форум духовной музыки на постсоветском пространстве, который собирает огромное число зрителей. Мы выступали на прекрасно оборудованной сцене стадиона "Спартак", где объединились с белорусами и украинцами. Только исполнителей было более двухсот человек. Трибуны под завязку, публика самая разнообразная, но очень тонко чувствующая музыку... Чем еще для вас интересен Могилев? Александр Шанин: Здесь обязательно нужно посетить городскую ратушу. Она одна из самых высоких в Европе и самая высокая в Беларуси. На ратуше "железный житель" города играет на трубе гимн трижды в сутки. Стрелка на этом циферблате делает полный оборот не за час, а за пятьсот лет. Знаю, что ваша жизнь и творчество тоже тесно связаны с Беларусью. Александр Шанин: Вся моя жизнь связана с этой замечательной страной. Последние пять лет мы работали во многих белорусских городах. Сам я родом из села Боровуха под Полоцком. Рядом Екатерининский тракт из Дриссы в Полоцк. Так вот, в 1916 году в составе дорожно-строительного отряда там работал будущий великий белорусский поэт Янка Купала. В моем детстве там стояла Витебская летная дивизия. Это была закрытая зона, там служил мой отец. Папа часто улетал, а я, брат и мама ждали его. Мама у меня музыкант, преподавала в полоцкой музыкальной школе. После демобилизации отца мы остались в Полоцке. Это замечательный старинный город, в котором любят симфоническую и хоровую музыку. Набережная и Софийский собор уникальны, а белорусы - удивительно музыкальная нация, которая любит и Бортнянского, и Шнитке... В Беларуси у меня остался брат, он преподает философию в Минске. Минск мы любим, но еще больше любим районные центры. В провинции изголодались по классике А вы где учились? Александр Шанин: Первые уроки музыки получил в Минской специальной музыкальной школе при консерватории. Сейчас это лицей. Учился у замечательных скрипичных педагогов, в 1974 году поступил в московскую консерваторию, окончил аспирантуру. Во время учебы началось мое сотрудничество с Минском. Я преподавал скрипку в минском лицее и минской консерватории. В 1983 году поступил в оркестр Геннадия Рождественского. Оркестр имел счастье выступать в лучших концертных залах мира - в Карнеги-холле, Линкольн-центре, Кеннеди-центре, в Музикферайне в Вене, в Берлинской филармонии им. Караяна, в залах Токио, Хельсинки, Барселоны… После ухода Геннадия Рождественского ее руководителем стал Валерий Полянский. Полянский уникально соединил два коллектива и большое количество солистов. А что у вас в репертуаре? Александр Шанин: Много опер. Где репетируете? Александр Шанин: На Пятницкой улице, на "Мосфильме" - с хором. Собираем хор и оркестр в зале имени Чайковского. Если пишется диск, то за дело беремся основательно: у капеллы более 80 компакт-дисков, на которых практически вся русская музыка. Только опер с 2000 года было исполнено больше двадцати! Как удается поддерживать высокий творческий тонус? Александр Шанин: Среди молодежи в капелле - много по-настоящему талантливых людей, работающих с удовольствием, стремящихся к тонкой игре. Мы проводим много групповых репетиций, индивидуальных занятий с солистами. Как думаете, есть у вашего коллектива репертуарная "ниша"? Александр Шанин: Мы играем разную музыку, так как наличие хора и оркестра позволяет работать во всех жанрах. Есть ли ограничения в выборе партитур, например, только редкие оперы? Александр Шанин: Нет. Мы действительно "подняли" много опер, никогда не звучавших в России. Но также играем и популярные произведения, пытаясь по-другому их прочитать. Чем для вас дорога премия Союзного государства? Александр Шанин: Я вырос в Советском Союзе. В СССР было самое лучшее образование. Это и стараемся сохранить. Мы все делаем, чтобы укрепить взаимоотношения между Беларусью и Россией. А на что ее потратите? Александр Шанин: На жизнь. Что в ближайших планах? Александр Шанин: Летом гастроли в Беларуси. Минск мы любим, но еще больше любим районные центры. В провинции изголодались по классике. в тему Премия Союзного государства в области литературы и искусства впервые была вручена в 2002 году. Ее лауреатами в разные годы становились писатели Алексей Дударев и Иван Шемякин, народные артисты России Алексей Петренко и Александр Калягин, народная артистка СССР Александра Пахмутова, народные артисты Беларуси Ростислав Янковский и Владимир Гостюхин... Размер премии - 5 миллионов российских рублей. Место вручения этой престижной премии - "Славянский базар в Витебске" - выбрано не случайно: именно этот музыкальный форум смог объединить наши народы на одной сцене.