Ещё

Самые дорогие картины, проданные на аукционах 

Фото: КТО?ЧТО?ГДЕ?
Прошлой осенью всего за 19 минут торгов картина Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» (“Спаситель мира”) была продана на нью-йоркском аукционе Christie's за рекордные $450 миллионов. Эта сумма более чем в два раза превышает один из предшествующих рекордов: за два года до этого работа Пикассо ушла с молотка за 179,4 миллиона. Вы будете удивлены, когда узнаете, какие еще полотна попали в список самых дорогих картин в мире.
«Спаситель мира» — единственная картина да Винчи в частном собрании. Полотно, написанное для французского короля Людовика XII в начале XVII века, считалось утерянным вплоть до 1900 года — пока оно случайно не было куплено на одном из аукционов британскими коллекционерами.
В 60-х «Сальватор Мунди» был перепродан всего за $60, а 12 лет назад «Спаситель мира» был оценен в $10 000. Эксперты долгое время считали, что авторство полотна принадлежит не самому Леонардо, а одному из его учеников — Бернардино Луини. И хотя скептики находятся и по сей день, после шести лет исследований большинство ученых пришли к выводу, что создал картину именно да Винчи.
Есть предположение, что фантастическую сумму за шедевр заплатил саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан аль-Сауд. Так или иначе, «потерянный Леонардо» направился в Лувр Абу-Даби. А мы предлагаем вспомнить другие картины, проданные на аукционах, которые считаются самыми дорогими с учетом инфляции.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт

Одна из самых ярких работ «золотого» периода творчества Климта удостоилась собственного художественного фильма — несколько лет назад жизнь увидела драматическая кинолента «Женщина в золотом». А все потому, что у полотна, на создание которого художник потратил три года, — долгая и насыщенная событиями история.
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт
В течение многих лет знаменитый шедевр был предметом судебного спора между наследницей Блох-Бауэр Марией Альтман и правительством Австрии. До Второй мировой войны портрет, на котором изображена тетя Марии Адель, принадлежал еврейскому семейству Блох-Бауэр и находился в их частных владениях. Но как только стало ясно, что Австрия не сможет долго противостоять Германии, семье, спасаясь от нацистской оккупации, пришлось бежать в США. В подобных условиях о вывозе имущества не могло идти и речи — слишком дорога была каждая минута.
Еще во время войны австрийская галерея выкупила полотна Климта у нацистов. В этом музее они и хранились вплоть до 2006 года, когда австрийский арбитражный суд постановил вернуть 5 картин их законной обладательнице — Марии. Среди них значился и «Портрет Адели Блох-Бауэр I», который позднее был выставлен на продажу на торгах в Нью-Йорке и ушел за $135 миллионов к филантропу Рональду Лаудеру. Сегодня картина «Женщина в золотом» выставлена в основанной им нью-йоркской Новой галерее.

«Лежащая обнаженная с раскинутыми руками», Амедео Модильяни

Мы привыкли видеть работы Модильяни в сборниках стихов Анны Ахматовой — именно он попытался при помощи линий передать характер великой поэтессы. Но были у него и другие, совсем уж провокационные (пожалуй, даже по сегодняшним меркам), полотна.
«Лежащая обнаженная с раскинутыми руками», Амедео Модильяни
Когда в 1917 году картина, на которой художник изобразил обнаженную женщину, лежащую на красном диване в фривольной позе, была впервые показана парижской публике, разгорелся настоящий скандал. После того как у дверей галереи, где проходила первая (и единственная) персональная выставка Модильяни, собралась разъяренная толпа, полиция посчитала нужным закрыть шоу.
Но у любого искусства есть свои ценители, и в 2015 году эпатажная работа была приобретена китайским миллиардером (и по совместительству бывшим таксистом) Лю Ицяном для его частного музея.

«Алжирские женщины», Пабло Пикассо

Всего Пикассо создал 15 вариантов этого полотна-вариации на тему картины Эжена Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях». Версии, получившие буквенные обозначения от «А» до «О», различались между собой количеством персонажей и цветовой гаммой. Саму серию Пикассо начал создавать после смерти Анри Матисса, вдохновившись ориентализмом, который тот сумел сделать частью современного искусства.
«Алжирские женщины», Пабло Пикассо
«Алжирские женщины», Пабло Пикассо
В середине ХХ века всю серию картин приобрел коллекционер Виктор Ганц, потратив на нее $212 000. Ну а в мае 2015 года полотно «О» ушло с молотка на аукционе Christie’s уже за $179,3 миллиона. Покупатель пожелал скрыть свое имя, но если верить слухам, им оказался бывший премьер-министр Катара.

Портреты Мартена Соолманса и Опьен Коппит, Рембрандт

Две картины, которые лучше всего смотрятся вместе, были написаны Рембрандтом в начале XVII века в честь женитьбы его знакомого Мартена Соолманса на Опьен Коппит. В течение многих десятилетий эти портреты оставались семейной реликвией, передаваясь из поколения в поколение в качестве приданого, пока в конце XIX века потомки Опьен и ее второго мужа не решили выставить их на продажу. Покупатели тут же нашлись — ими оказались Ротшильды. За время, пока полотна принадлежали этому семейству, они выставлялись лишь дважды: в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнингена и амстердамском Рейксмузеуме.
Портреты Мартена Соолманса и Опьен Коппит, Рембрандт
В 2015 году Эрик де Ротшильд продал картины Лувру и Рейксмузеуму примерно за $180 миллионов. Поскольку музеям пришлось совместно собирать нужную сумму, теперь эти прекрасные работы поочередно демонстрируются в Париже и Амстердаме.

«№ 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)», Марк Ротко

Абстрактная работа, созданная известным американским художником, была куплена за $186 миллионов нашим соотечественником Дмитрием Рыболовлевым в 2014 году и с тех пор является объектом правового спора: Дмитрий уверен, что арт-дилер Ив Бувье, продавший полотно, намеренно завысил цену.
«№ 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)», Марк Ротко
Тем не менее, пока суд не принял окончательное решение, картина входит в список самых дорогих.

«№ 17А», Джексон Поллок

«№ 17А» написана без помощи кисти: Поллок использовал технику «дриппинг» — он брызгал красками на холст, расстеленный на полу, а затем создавал линии при помощи ударов кнута. Картина главного нонконформиста, оказавшего влияние на живопись второй половины XX века, также попала в рейтинг самых дорогих картин.
«№ 17А», Джексон Поллок
В 2015 году ее, как и «Обмен» Виллема де Кунинга, приобрел американский миллиардер Кэннет Гриффин за $200 миллионов.

«Игроки в карты», Поль Сезанн

За время своей карьеры Сезанн нарисовал пять вариантов этой картины; почти все из них можно увидеть в крупных музеях: парижском Орсе, лондонском Институте искусства Курто, нью-йоркском Метрополитен-музее и филадельфийском Фонде Барнса. Все варианты отличались не только героями, но и размерами. Кстати, парижская картина в свое время была украдена, но позже вернулась на свое место (по одной из версий, после крупного выкупа, по другой, преступники поняли, что натворили, и оставили «Игроков» вместе с другими украденными полотнами в заброшенном автомобиле на одной из улиц Марселя).
«Игроки в карты», Поль Сезанн
7 лет назад одна из версий картины была приобретена королевской семьей Катара за $250 миллионов. Что ж, фермеры, позировавшие для полотна, определенно были бы удивлены, узнав о такой высокой стоимости.

«Обмен», Виллем де Кунинг

Де Кунинг сыграл важную роль в послевоенном искусстве, и хотя он никогда не провозглашал себя сторонником абстрактного экспрессионизма, он широко известен как представитель именно этого направления. Однако, в отличие от Поллока, Виллем де Кунинг иногда использовал для создания своих произведений язык образов. И все же самая дорогая его картина — «Обмен» — представляет собой полностью абстрактный пейзаж.</