«Это не искусство, а пидарастия»: кураторы Якутской биеннале ответили на критику провокационной работы
Стрит-арт на стене Новоапостольской церкви встретил негативную реакцию среди жителей Якутска. Мурал авторства Андрея Адно — первая работа, представленная в рамках биеннале, которая проходит в столице республики Саха в пятый раз. Один из кураторов биеннале — Сабина Чагина — написала открытое письмо, в котором рассказывает о роли современного искусства и почему рисунок, на самом деле, не оскверняет святыню. Провокационная работа Андрея Адно в Якутске. По задумке автора, это лицо, прячущееся в абстракции. Международная биеннале современного искусства проходит в Якутске каждые два года. В этот раз кураторы представляют работы, выполненные на улицах города. Абстрактное лицо, нарисованное Андреем Адно на стене церкви (ныне креативный кластер), вызвала критику жителей в соцсетях и среди СМИ. В ответном письме Сабина цитирует высказывания: «что это за презервативы нарисованы?!», «это не искусство, а пидарастия», «почему работу нарисовали на бывшей церкви?», «здание напоминает рассеянную даму, которая подвела одну бровь, и вышла на люди», «местные заказчики действовали в традициях советского дизайна». Чагина пишет, что церковь 1996 года постройки не является религиозным памятником, а художник выполнил её для города и Биеннале бесплатно и по собственному желанию. «Исходя из опыта могу сказать, что подобный негатив (сложно назвать его конструктивной критикой) не сопровождает разве что „няшные“, „позитивные“ и совершенно оформительские, а от того бездарные по своему существу работы — нечто понятное каждому, вроде оформления веранды в детском саду, с правильной перспективой и читаемыми персонажами. Но такое „искусство“ не стремиться дать человеку нечто большее и мало чем отличается от дизайна. Современное искусство работает не так, ведь его цель — вызвать у жителей живую реакцию, заинтересовать, побудить к размышлению, а порой и спровоцировать. Бурная реакция отвечает самой сути современного искусства, паблик-арт программа не должна проходить для города незаметно, это своеобразная „прививка“ современным искусством». Сабина напомнила, что это не первый мурал, или монументальная живопись, созданный в Якутске в рамках Биеннале современного искусства: «в прошлом году в городе появились работы итальянца Агостино Якурчи и москвича Жени Желвакова, но они, в отличие от новой работы, были не абстрактными, а фигуративными, то есть, более понятными рядовому жителю, и не вызвали столь бурной реакции». Пока кураторы получили только 10 заявок на участие в программе этого года. Свою работу для Биеннале современного искусства ещё можно разместить на сайте yakutiabiennale.org.