Войти в почту

«Новые технологии вносят свои элементы в традиционное искусство»

«Мы пошли по другой дороге и применили VR для создания высокохудожественных проектов» Владимир: Добрый день, Игорь. «Центру МАРС» в 2018 году исполняется 30 лет, вы стали директором МАРС в 2017 году. Как с вашим приходом изменилась политика? Игорь: Знаете, «МАРС» — это необыкновенное явление в истории русской культуры, это был первый в России частный музей. Он был организован в 1988 году. Его основоположником можно считать русского художника Константина Худякова. Сегодня он вице-президент академии художеств России и мой близкий друг. Когда-то был андеграунд на Малогрузинской, и вот оттуда постепенно выкристаллизовался этот проект. Причем «МАРС», нужно сказать, не имеет никакого отношения к космосу. Это «М-апостроф-АРС», по-латински — «московское искусство». Это чисто фигуративное искусство, и Худяков и единомышленники, во-первых, пытались продвигать своих художников, пытались из андеграунда вывести их на поверхность, и постепенно они заняли знаковое положение на российском горизонте культуры. Потом, как водится, были какие-то спады, пять лет назад «МАРС» находился в очень тяжелом финансовом положении, а потом пришли инвесторы, центр перепрофилировался и стал мультимедийным. Здесь «МАРС» уже оказался на коне, в первых рядах этого вида искусства. В течение двух–трех лет он показывал очень сильные мультимедийные проекты, потом снова творческий застой… Когда я пришел, мне интересно было посмотреть немного с другой стороны — и мир другой, и все вокруг другое. При этом никто не отменяет Шагала и Коровина, а новые технологии, новые идеи, компьютеризация уже вносят свои элементы и дают возможность зрителю увидеть совершенно с другой стороны то, что было привычно видеть ранее. Фото: центр МАРС Владимир: Давайте поговорим побольше о Константине Худякове. У вас проходит выставка основателя «МАРСа», у него достаточно интересная технология, расскажите, пожалуйста, что это такое и почему фигура Худякова так важна. Игорь: Ну, его фигура так важна потому, что это, действительно, уникальное явление в российском изобразительном искусстве — он не сильно молодой человек, прошел путь от главного художника музея им. Ленина до, наверное, самого сильного сегодня мультимедийного индивидуального художника. Мы сделали ему персональную выставку, назвали ее «Виртуальные зеркала Константина Худякова». Он разработал со своим партнером совершенно уникальную технологию — на компьютере рисует картину, чаще всего она как-то связана с классической живописью, и технологи эти изображения переносят на трехмерные матрицы, которые затем определенным образом спаиваются и прикрепляются к большим световым панелям. Когда зритель подходит, то он видит картину, в которой много измерений — видит первый план, второй, третий, четвертый, пятый, и на каждом плане свое изображение. То есть идут смешанные образы, которые уводят тебя в глубину, и ты можешь стоять там часами и будешь видеть что-то новое. Владимир: В общем, это то, что сложно воспринять на слух, лучше увидеть. Какие у вас еще важные выставки проходят? Игорь: Значит, на сегодня, как я уже говорил, мы перепрофилировали или ориентировали «МАРС» как центр новых технологий в современном искусстве. В общем, большей частью они связаны или с новыми способами отображения информации, или с компьютеризацией в какой-то мере. Поэтому одним из важных направлений сегодня, то, что мы показываем, является искусство в технологиях виртуальной реальности. Причем надо понимать, что сегодня VR не является чем-то уникальным, это интересно, забавно, очень много игровых тематик: люди друг в друга стреляют, охотятся. Это не искусство. Да, там есть адреналин, но от арта это очень далеко. Мы пошли по другой дороге и применили эти технологии для создания высокохудожественных проектов. Один из них, например, у нас называется «сюв-реализм» — это такая нарезка по картинам сюрреалистических художников. То есть представьте: обычно вы приходите в музей и смотрите на картину, а здесь вы надеваете шлем и входите в картину, перед вами возникают образы, которые художник показывал на своих картинах, эти образы живут, двигаются. Если говорить про нашу выставку, вы там можете увидеть слонов, идущих на комариных ножках, вы можете пройти по берегу океана, по песку, и переходите из одной картины в другую… Там порядка 5–6 картин. Владимир: Игорь, я знаю, у вас проходит выставка «Я», о чем это? Игорь: Это очень интересная выставка, она в корне отличается от предыдущей, о которой я рассказывал. Это философский проект, который на самом деле заставляет человека задуматься о своем месте, о своем праве выбора и его последствиях. То есть представьте, вы надеваете шлем, оказываетесь в виртуальной реальности и проживаете жизнь человека, начиная с песочницы и заканчивая тем, что смотрите на мир с космоса, а потом стоите один в пустом пространстве, на вас летит поезд и есть два пути — поезд может пойти направо или налево, перед вами рукоятка и вы должны выбрать, куда направить. В левой стороне пути стоит коробка с очень милым щенком, а справа — пропасть. И вы должны решить — будете давить щенка или пусть погибнут все люди. Это очень сильно, на самом деле. Владимир: В общем-то это про выбор, который мы делаем каждый день. Мне кажется, современные люди очень мало времени уделяет исследованию и развитию себя, потому что весь инфошум убивает возможность подумать, почитать. У вас 3 марта проходил первый в России баттл в виртуальной реальности, что это такое и зачем это нужно? Игорь: Ну, здесь мы последовали модному тренду. Сама идеология понятна — начиналось это с рэп-баттлов, сейчас есть спектакль-баттлы. Мы делаем этюд-баттл: представьте, стоят два человека, они в шлемах виртуальной реальности, в руках у них кисть, и они на экране в виртуальной реальности рисуют каждый свое изображение. Эти изображения транслируются на настоящий монитор, сидят зрители и обсуждают, какой из художников лучше. Владимир: И инструментов у них в виртуальной реальности гораздо больше, так ведь? Игорь: Здесь очень необычный результат получается. Мы сами делали это в первый раз и не ожидали, что получится такой интересный и захватывающий результат. Тематику баттлов мы будем развивать. «Гениальные люди не странные, они другие» Владимир: Ходит такое мнение, что гениальные люди больны. Вы общаетесь постоянно с художниками, действительно ли это так? Странные ли они люди в обычном понимании? Игорь: Они не странные, они другие. Просто у них свое видение мира, свое видение пространства, свое видение людей. Владимир: Знаете, здесь такая палка о двух концах: с одной стороны, гениальные художники, люди, которые делают разные перфомансы, которые очень креативны и видят нечто, чего не видят другие, они, как вы говорите, борются за выживание, с другой стороны — люди простые, которые ходят в офисы, они никогда не могут придумать ничего интересного. Вот как простому офисному планктону научиться видеть что-то еще, что видят художники? Это же может помочь и в личной жизни, и в работе, всегда нужно выйти из коробки и посмотреть на что-то с другой стороны. Игорь: Ну, на самом деле, здесь, к сожалению, только один может быть рецепт — это насматривать. То есть, например, любой студент кинематографического вуза становится режиссером после просмотра тысячи фильмов. Поэтому обычному человеку, который, понимает, что он не из искусства, есть только один выход — нужно смотреть, думать, тогда начинают возникать образы. Фото: центр МАРС Владимир: То есть все-таки такое копирование, хоть и через свою призму? Мы не можем придумать ничего нового, чего никогда не видели? Игорь: Абсолютно верно. Известно, что опыт должен прийти на базе каких-то знаний. Было много случаев, когда человек, по образованию инженер, читал, много размышлял и становился писателем. «Мы хотим разрабатывать программы для практического применения в повседневной жизни» Владимир: Игорь, расскажите, пожалуйста, про фестиваль «Новые технологии в искусстве». Что это такое, вы основатель этого фестиваля или вы площадка, как это выглядит и как это работает? Игорь: Ну, мы, наверное, основатель и зачинщик этого фестиваля. Мы решили провести на базе «МАРСа» первый международный фестиваль современного искусства, объявили конкурс, и практически любой художник может представить свои проекты. Они уже начали поступать, мы сейчас проводим отбор, назначена комиссия, в нее входят Худяков, я и один преподаватель Строгановского училища. Планируем, если все это заживет, то где-то осенью мы проведем фестиваль. Наверное, он будет не сверхпредставительный, хотя уже сегодня мы ждем проекты из Замбии, Испании. Ну, как и любое дело, когда оно в первый раз, его очень трудно раскрутить. Хотим создать традицию и начать с этого года проводить фестиваль регулярно. Владимир: Скажите, а если есть вот художник, молодой или не очень, он творит у себя в квартире или в студии, как ему стать участником фестиваля или как ему вообще стать участником движения, чтобы он получил некую известность? Понятно, что андеграунд, наверное, должен оставаться андеграундом и не становиться гипермассовым, так как потеряет свой шарм, но тем не менее, как примкнуть к движению? Игорь: Ну, если говорить про сегодняшнюю ситуацию, то варианта два: или нужно подавать заявку на фестиваль, или второй вариант — раз в неделю появляются новые люди, художники, которые приходят и говорят: «Могу ли я выставить свой проект у вас в музее?», — а мы решаем, делать ли это, и показываем. Хотя в то же время мы сейчас развиваем новое направление — собрали огромную группу высокопрофессиональных программистов и делаем свои проекты, например, проект «Я». Здесь я хочу добавить, что мы пошли немного дальше — меня всегда очень интересовала медицина, так что теперь мы хотим разрабатывать программы для практического применения в повседневной жизни. Например, представьте, что в больнице лежат дети, которые подолгу не могут выходить из больницы. Мы им даем виртуальные очки, туда закачаны программы, и ребенок может плавать с дельфинами, сидеть за штурвалом самолета и так далее. Для детей, которые годами находятся в таком состоянии, для них это является совершенно новым выходом из жизненной ситуации. По западным данным, это ускоряет процесс выздоровления, и мы хотим продвигать подобные проекты. И вторая часть того же самого проекта — мы сейчас пытаемся делать социальную службу города. В Москве, по статистике, находится более 100 тысяч человек, не выходящих из дома. И представьте эмоции человека, который ввиду болезни или чего-либо еще много лет сидит и не двигается, а тут он надевает шлем виртуальной реальности и садится за штурвал самолета или танка. Фото: центр МАРС Владимир: Игорь, знаете, классическое понимание музея — это когда мы приходим, смотрим… и по большей части все. Конечно, современные музеи — это гораздо больший спектр ощущений. Что «МАРС» делает с точки зрения других форм восприятия искусства, кроме визуального? Игорь: Мы хотели «МАРС» немного трансформировать из музейного пространства в так называемое ивент-веню, то есть место, куда хочется прийти и где просто хочется провести целый день не только за рассматриванием картин, а еще и, например, в кафе, на музыкальных концертах на крыше в центре Москвы, на спектаклях. В планах к осени открыть салон арт-дизайна, то есть в нем будут выставлены объекты с использованием новых технологий, фэшн-арта и дизайн-арта. Фэшн-арт — это технологичная одежда, модный и востребованный тренд. Дизайн-арт — это просто объекты интерьера, повседневного жилища, но так, что там все необычно. Всех приглашаем к себе, планов много. Владимир: У вас есть сайт или где вы находитесь? Игорь: Наш сайт — centermars.ru, находимся мы в центре Москвы, недалеко от цирка на Цветном бульваре, Пушкарев переулок, дом 5.

«Новые технологии вносят свои элементы в традиционное искусство»
© RB.ru