«Нам говорят – денег нет». Орловский худрук о том, как выживает театр
В театре «Свободное пространство» завершился очередной театральный сезон. О театральном фестивале LUDI, планах на будущее и сложностях с финансированием рассказал его руководитель Валерий Лагоша. Сложнее с каждым годом Евгения Ладыгина, «АиФ-Черноземье»: Каким был для театра прошедший сезон? Валерий Лагоша: Сезон для театра был сложным, так как произошла смена руководства, а это всегда некий психологический шок для коллектива. Один человек уходит, другой приходит. Что от него ждать? Я проработал в этом театре почти 30 лет и очень хочу, чтобы он сохранился таким, каким я его знаю и люблю. Сейчас не могу сказать поднялись ли мы на ступеньку выше, но мы держим достаточно высокий уровень. В творческом плане прошедший сезон был урожайным на премьеры. С успехом прошли такие постановки как «Лавина», «Женитьба», «Вторая смерть Жанны Д’Арк», «Телеграмма», «Цыпленок из букваря», спектакль для семейного посещения «Остров сокровищ». Кстати, недавно в социальных сетях очень большое количество голосов набрало голосование на приз зрительских симпатий «Хрустальная рампа»: лучший спектакль и лучшие женские и мужские роли - зритель сам мог решить, что ему больше всего понравилось. - В начале июня в театре прошёл фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI. Какие впечатления он оставил? Были ли сложности в его организации? - Проводить фестивали с каждым годом становится всё сложнее и сложнее. До последнего мы не знали, состоится он или нет. Даже те люди, которые каждый год помогают нам искать спонсоров, не могли ничего сделать. Денег катастрофически не хватало, но на свой страх и риск мы его провели. Иначе поступить просто не могли, так как люди уже стали присылать заявки, оказалось очень много желающих в нём участвовать. Так что мы поднатужились, и фестиваль свершился. По оценкам участников и зрителей, его организация, особенно в этом году, удалась. Замечательная программа, очень много зрителей, новый состав жюри со своими замечаниями и пожеланиями. Фестиваль прошёл на очень высоком уровне. К сожалению, в этом году некоторые из иностранных театров не смогли приехать. Так, на фестиваль не попала сербская и польская команды из-за отсутствия финансирования. В результате нас выручили российские коллективы. Я позвонил в Таганрог своим знакомым, ребята срочно собрались и приехали. Связался с артистами из Уфы, которые в нашем театре уже выступали. Они в три дня собрались, сами нашли спонсоров. Артисты - люди творческие. Приехать, себя показать, на других посмотреть - для того и живём. Жаль только, что основной вопрос в финансах. Ведь сейчас на фестивали как приезжают? Артисты приехали, отыграли и на следующий день уехали. Это в корне не верно. Необходимо общение, обмен опытом. С удивлением открывают для себя театр - Кто сейчас ходит в театр? - Как ни странно, ходят люди со средним достатком. Они, наверное, понимают, что без этого никак нельзя. Очень много бывает молодёжи. Мы пытаемся их оторвать от гаджетов, от того, что они просто пропускают жизнь. Некоторые приходят впервые и с удивлением открывают для себя театр. В основном, это студенты и старшеклассники. Хотя, конечно, есть и постоянные зрители, причем не только орловские. Приезжают на наши спектакли и из других городов. Ведь наш театр достаточно высоко котируется. На всех фестивалях говорят: «Орлы прилетят, будет, что посмотреть». Нас знают в Испании, в Турции, в Израиле, в Болгарии, в Америке, на Кипре, во Франции. И хотелось бы, чтобы представители власти региона ходили к нам, знали о нас больше и ценили то, что мы делаем. Наш театр живой, и его надо беречь и поддерживать. - Какие планы у вас на следующий театральный сезон? - Мы будем продолжать поддерживать разнообразие репертуара. Например, режиссер Андрей Дежонов ставит сейчас спектакль по пьесе нашего земляка Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Этот спектакль по планам и должен открыть новый театральный сезон. Сразу после него к нам приезжает Олег Николаев. Он будет делать свой спектакль-мюзикл «Фокстрот 12 стульев». Ну и конечно, планируются гастроли и фестивали. Сейчас предлагается много пьес, у меня их полный ящик в рабочем столе лежит. Но, к сожалению, на реализацию не хватает средств. Мало того, что на постановку спектакля нам ничего не дают, нас еще содержать здание театра обязали. Раньше это было не нашей проблемой. Поэтому сейчас мы ставим спектаклей столько, на сколько зарабатываем. Ко всему прочему остается проблемой прошедший у нас многострадальный капитальный ремонт. Пожарную сигнализацию не доделали, и мы каждый месяц платит за неё штрафы. Вентиляция работает плохо, и зрители жалуется, что зимой в зале холодно, а летом жарко. Интересно, что нам самим запрещают что-то исправлять, потому что называют это нецелевым использованием средств. Но мы все равно приспособимся ко всему. Нам коврик на мосту постели, и мы будем играть. Но уж коли с нас требуют выполнения госзаданий, чтобы мы соответствовали запросам населения, чтобы шёл воспитательный процесс зрителя, нам надо помогать. А нам говорят, что денег нет. Тем не менее, мы делаем все от нас зависящее. Зритель приходит, радуется спектаклям, звучат долгие аплодисменты, актеров не отпускают со сцены. И мы будем играть дальше.