Березки и дирижабли: хиты подделок русского искусства на арт-рынке
Научно-Исследовательская Независимая Экспертиза (НИНЭ) им. П.М. Третьякова появилась в 2008 году, когда антикварный мир сотрясала череда скандалов, а государственные музеи были лишены права проводить коммерческую экспертизу. Александр Попов и Александр Чвала решили, что могут сделать арт-рынку новое предложение. В НИНЭ соединили в своей исследовательской базе всех специалистов, предложив им диалог, для выработки одного конкретного решения. Было закуплено оборудование для проведения технических экспертиз, поэтому также отпала необходимость ходить к разным специалистам, а потом еще отдельно за технической экспертизой. Административный директор НИНЭ Александр Попов вспоминает: «Когда я работал в экспертизе Государственной Третьяковской галереи (сейчас музей не предоставляет такую услугу населению) и понимал все механизмы, достоинства и недостатки системы, сформировавшейся в советское время. Эта экспертиза разрабатывалась для внутреннего пользования, внутренней музейной работы. В Третьяковской галерее просто не понимали, что они оказывают услуги и не были ориентированы на работу с клиентами. Я с большой теплотой вспоминаю то время, но дикостью было видеть очереди на морозе из желающих сдать картины на экспертизу. Коллекционеры томились в очереди, мерзли». Сейчас в НИНЭ им. П.М. Третьякова есть возможность предварительно проконсультироваться онлайн, то есть сразу решается вопрос, есть ли смысл заниматься оценкой дальше, приезжать ли жителям других городов в Москву. Сейчас у НИНЭ действует лицензия для оценки коллекций для судов, музеев и установления размера пошлины на произведения искусства. С экспертизой сотрудничают более 80 специалистов — никогда не угадаешь, что за вещь могут отдать на экспертизу. Люди приносят уникальные вещи, например, рукописный Коран или экзотическое украшение азиатского происхождения, оказавшееся браслетом для слона XVIII века. Что делать, если вы нашли произведение искусства, или оно досталось вам по наследству? По словам Александра Попова, «первое и самое главное, не выкидывать вещь на помойку. Есть масса прецедентов, когда люди выбрасывали хорошие, стоящие произведения искусства». Один из клиентов НИНЭ, арт-дилер провел такое исследование. В советское время работы советских классиков и академиков разыгрываюсь в лотерею. Каждый мог купить билет и получить качественную картину, к примеру, Владимира Стожарова. Арт-дилеру достался список выигравших в лотерею за определенный год. Он начал искать наследников этих работ. Из 20 человек в списке нашел пятерых. Самый распространенный вариант ответа, который получил арт-дилер: «Была картина, но выкинули». Внуки выкинули старую мебель вместе с картиной из бабушкиной квартиры, другим наследникам работа не нравилась эстетически. «Из-за неосведомленности владельцев, — говорит Попов, — в бывшем СССР погибло колоссальное количество предметов искусства. Процент людей, которые нашли у себя какое-либо произведение искусства, заинтересовались, посмотрели в Интернете, что это такое, — очень невелик». Как не купить подделку По статистике НИНЭ им. П.М. Третьякова, 50-60% вещей на экспертизе — подделки. Это другая сторона неосведомленности наследников: например, семейная легенда гласит, что на стене в гостиной висит картина знаменитого мастера. Сотрудникам НИНЭ часто приходится разбивать мечты клиентов о безбедной старости. Одна пожилая женщина пришла с «картиной Малевича» и списком добрых дел, которые она собиралась сделать после продажи картины — квартира дочке, машина зятю, но экспертные выводы ее расстроили. Самые популярные подделки — перелицовки. Достаточно просто взять уже существующую старую работу какого-нибудь неизвестного европейского мастера, подчистить подпись, нанести фамилию русского художника. Это — самый примитивный путь для имитации работ отечественных мастеров XIX века. Характерный пример — скандал с экспертизами картин Александра Киселева, художника-передвижника, пейзажиста XIX века, писавшего европейскими красками на европейских холстах в манере, идентичной европейской. Европейские художники того времени были близки по творческим поискам и манере живописи и выдать одного за другого не представляло сложности. В основном такие работы появляются на зарубежных, не очень крупных аукционах, американских и европейских, которые не несут ответственность за продажи, и новички часто на это попадаются. Александр Попов советует всем коллекционерам хотя бы минимально быть в теме и не покупать вещи, чья цена превышает топовые продажи на аукционах. Одно дело — оформлять интерьер, и совсем другое, когда коллекционер выступает как инвестор. Конечно, аура искусства способна отключать рациональное мышление начинающих коллекционеров. Но ведь Google никто не отменял. Цена экспертизы По сравнению с международными экспертизами в России достаточно демократичные цены. Экспертиза у нас даже больше распространена, чем в Европе, так как более доступна, а без нее продать вещь почти невозможно. В НИНЭ сделать рентгенограмму стоит 3000 рублей, а в Англии — от £700 до £1500 в зависимости от лаборатории. Услуга, которая в России обойдется в €800, в Европе может стоить €4000. Крупные аукционы, кстати, дают примерно месяц, чтобы покупатель сам проверил работу, убедился, что это не подделка. НИНЭ им. П.М. Третьякова оказывает такие услуги и если ответ отрицательный, то аукцион возвращает клиентам деньги. Например, если авторство Айвазовского подтверждается, то экспертиза картины обойдется в 60 000 рублей. Примерно 15 000 рублей стоит экспертиза графики, но советский период выйдет чуть дешевле, а старые рисунки известных мастеров дороже. Цены на экспертизу декоративно-прикладного искусства начинаются от 12 000 рублей. В НИНЭ им. П.М. Третьякова есть аппарат, который показывает полностью состав металла и все примеси. Это очень важно, к примеру, при датировке лиможских эмалей, в которых до определенного периода использовали мышьяк. «Нам нравится, что эксперты стремятся изобрести новые виды исследования, например, радиоизотопный метод, запатентованный Еленой Баснер. Если появится что-то новое и хорошо себя зарекомендует, мы обязательно будем его использовать», — говорит Попов. Топ-8 подделок Живопись и графика — самые подделываемые произведения искусства. За 8 лет в НИНЭ им Третьякова исследовали порядка 12 000 произведений, и по статистике учреждения, каждый рабочий день выявляются минимум две-три поддельные работы. 1. Рекордсмен подделок — Константин Коровин. Русский период Коровина часто подделывают с нуля. Фальсификаторы берут холст, рисуют картину, реже переделывают другие картины художников того времени. Сложнее всего дело обстоит с парижским периодом Коровина, когда он работал вместе со своим сыном и сам ставил подписи на его картинах. Это открылось не так давно, во время подготовки выставки Коровина в Государственной Третьяковской галерее, когда начали анализировать переписку художника. Многие вещи, которые имели 100% провенанс, привозились напрямую от Коровина были написаны его сыном Алексеем, и наоборот. Это большой пласт работ — русские тройки, гуляния в Париже. С одной стороны, картина не подделка, но и отнести ее к творчеству Коровина эксперты уже не могут. 2. За Ивана Айвазовского выдают огромное количество европейских маринистов, нанося на холсты фальшивые подписи. В НИНЭ вспоминают недавний случай классического мошенничества. Пришел человек с настоящим заключением на Айвазовского, но работу или при покупке, или во время реставрации ему заменили на копию. Картина была куплена в начале 2000-х, и сейчас владелец хотел продать ее из-за финансовых проблем, но оказалось, его обманули — Айвазовского увели. 3. Любовь к Алексею Саврасову у современных коллекционеров сформировалась благодаря учебнику «Родная Речь». Большая часть статистики НИНЭ по Саврасову — это не совсем подделки, а копии и варианты «Грачей», исполненные в советское временя для украшения холлов поликлиник и детских садов. Но и с Алексеем Саврасовым есть определенные проблемы. В конце жизни он очень сильно пил, и оттого его стиль письма заметно поменялся. Он продолжал рисовать березки, приход весны, пейзажи, но качество живописи страдало. 4. Иван Шишкин — один из самых любимых художников фальсификаторов. Конечно, в основном его неподтвержденные вещи — перелицовки (на работы раннего периода Шишкина похожи многие картины европейских художников) и советские копии сосновых лесов, которые и делают всю статистику. Как ни странно, копий картины «Утро в сосновом лесу» в НИНЭ не приносили, все картины были без медведей. 5. Исаака Левитана можно назвать самым сложным для экспертизы русского художника. Безумно талантливый и вечно находящийся в поиске, Левитан доставляет своим исследователям массу проблем. Например, традиционно рентгенографирование показывает, как строилась картина «изнутри». У каждого из художников можно проследить как менялась техника, посмотреть динамику. Рентгенограмма с десяти подлинных, эталонных Левитанов показывает, будто картины рисовали десять разных авторов. Работы Левитана очень сложно поддаются анализу; художник редко подписывал свои вещи, иногда позже их создания. К тому же у Левитана было огромное количество подражателей еще при жизни, что путает все карты исследователям. На помощь приходит архивный материал и фотографии с выставок. В НИНЭ однажды принесли огромную картину Левитана — 130 см в длину, и на первый взгляд у нее было мало общего с эталонными картинами художника. Но обнаружилась фотография, где Левитан запечатлен на фоне этой картины в своей мастерской. 6. Маревна (Мария Воробьева-Стебельская) недавно стала популярна у фальсификаторов. Она была очень светской дамой, гражданской женой Диего Риверы, родила от него дочь, дружила с Модильяни. Когда цены на картины Маревны не превышали €20 000, подделок не было. Как только стоимость ее работ повысилась, у мошенников проснулся интерес к Маревне. Одна из картин была куплена в Париже на аукционе за €27 000. Сейчас она — «пособие для студентов» в НИНЭ, как так как она оказалась эталонной подделкой. Рентген показал, что произведение написано на разрезанном плакате (холст) «Мир-Труд-Май!». Под французским натюрмортом проступили надписи, летящие голуби. 7. Акварели Александра Лабаса — теперь настоящее испытание для экспертов. Самая востребованная тема Лабаса — дирижабли. Из-за них цена варьируется очень сильно: без дирижаблей акварель может стоить к примеру $500, а с дирижаблями — $5000. Умельцы стали покупать подлинные пейзажи Лабаса и просто добавлять туда дирижабли, создавая комбинированные подделки. Александр Попов подтверждает: «С акварели нельзя взять пробу и точно датировать, а графику нельзя рентгенографировать». 8. Не сдает позиций по количеству подделок русский авангард. Многие художники считают, что это все несерьезно — шарики, квадратики, — и подделать их не составит проблем. Но авангардисты были хорошими художниками, и элементы на их картинах появлялись не просто так. Второй вариант подделок — самый изобретательный. По справочникам фальсификаторы находят неизвестного художника авангардного периода. Любой отечественный художник-авангардист, даже неизвестный, стоит хороших денег. Художник мог погибнуть в гражданскую войну, в блокаду Ленинграда, и их наследие до нас не дошло. Были малоизвестные мастера, возможно ученики Малевича, сведения о которых не сохранились. Наследие в этом случае подделывают целиком: от детского периода творчества и до позднего периода.