Ещё

Березки и дирижабли: хиты подделок русского искусства на арт-рынке 

Фото: Forbes.ru
Научно-Исследовательская Независимая Экспертиза (НИНЭ) им. П. М. Третьякова появилась в 2008 году, когда антикварный мир сотрясала череда скандалов, а государственные музеи были лишены права проводить коммерческую экспертизу. и Александр Чвала решили, что могут сделать арт-рынку новое предложение.
В НИНЭ соединили в своей исследовательской базе всех специалистов, предложив им диалог, для выработки одного конкретного решения. Было закуплено оборудование для проведения технических экспертиз, поэтому также отпала необходимость ходить к разным специалистам, а потом еще отдельно за технической экспертизой.
Административный директор НИНЭ Александр Попов вспоминает: «Когда я работал в экспертизе Государственной Третьяковской галереи (сейчас музей не предоставляет такую услугу населению) и понимал все механизмы, достоинства и недостатки системы, сформировавшейся в советское время. Эта экспертиза разрабатывалась для внутреннего пользования, внутренней музейной работы. В Третьяковской галерее просто не понимали, что они оказывают услуги и не были ориентированы на работу с клиентами. Я с большой теплотой вспоминаю то время, но дикостью было видеть очереди на морозе из желающих сдать картины на экспертизу. Коллекционеры томились в очереди, мерзли».
Сейчас в НИНЭ им. П. М. Третьякова есть возможность предварительно проконсультироваться онлайн, то есть сразу решается вопрос, есть ли смысл заниматься оценкой дальше, приезжать ли жителям других городов в Москву. Сейчас у НИНЭ действует лицензия для оценки коллекций для судов, музеев и установления размера пошлины на произведения искусства.
С экспертизой сотрудничают более 80 специалистов — никогда не угадаешь, что за вещь могут отдать на экспертизу. Люди приносят уникальные вещи, например, рукописный Коран или экзотическое украшение азиатского происхождения, оказавшееся браслетом для слона XVIII века.
Что делать, если вы нашли произведение искусства, или оно досталось вам по наследству? По словам Александра Попова, «первое и самое главное, не выкидывать вещь на помойку. Есть масса прецедентов, когда люди выбрасывали хорошие, стоящие произведения искусства». Один из клиентов НИНЭ, арт-дилер провел такое исследование. В советское время работы советских классиков и академиков разыгрываюсь в лотерею. Каждый мог купить билет и получить качественную картину, к примеру, Владимира Стожарова. Арт-дилеру достался список выигравших в лотерею за определенный год. Он начал искать наследников этих работ. Из 20 человек в списке нашел пятерых. Самый распространенный вариант ответа, который получил арт-дилер: «Была картина, но выкинули». Внуки выкинули старую мебель вместе с картиной из бабушкиной квартиры, другим наследникам работа не нравилась эстетически. «Из-за неосведомленности владельцев, — говорит Попов, — в бывшем СССР погибло колоссальное количество предметов искусства. Процент людей, которые нашли у себя какое-либо произведение искусства, заинтересовались, посмотрели в Интернете, что это такое, — очень невелик».
Как не купить подделку
По статистике НИНЭ им. П. М. Третьякова, 50-60% вещей на экспертизе — подделки. Это другая сторона неосведомленности наследников: например, семейная легенда гласит, что на стене в гостиной висит картина знаменитого мастера. Сотрудникам НИНЭ часто приходится разбивать мечты клиентов о безбедной старости. Одна пожилая женщина пришла с «картиной Малевича» и списком добрых дел, которые она собиралась сделать после продажи картины — квартира дочке, машина зятю, но экспертные выводы ее расстроили.
Самые популярные подделки — перелицовки. Достаточно просто взять уже существующую старую работу какого-нибудь неизвестного европейского мастера, подчистить подпись, нанести фамилию русского художника. Это — самый примитивный путь для имитации работ отечественных мастеров XIX века.
Характерный пример — скандал с экспертизами картин , художника-передвижника, пейзажиста XIX века, писавшего европейскими красками на европейских холстах в манере, идентичной европейской.
Европейские художники того времени были близки по творческим поискам и манере живописи и выдать одного за другого не представляло сложности. В основном такие работы появляются на зарубежных, не очень крупных аукционах, американских и европейских, которые не несут ответственность за продажи, и новички часто на это попадаются.
Александр Попов советует всем коллекционерам хотя бы минимально быть в теме и не покупать вещи, чья цена превышает топовые продажи на аукционах. Одно дело — оформлять интерьер, и совсем другое, когда коллекционер выступает как инвестор. Конечно, аура искусства способна отключать рациональное мышление начинающих коллекционеров. Но ведь никто не отменял.
Цена экспертизы
По сравнению с международными экспертизами в России достаточно демократичные цены. Экспертиза у нас даже больше распространена, чем в Европе, так как более доступна, а без нее продать вещь почти невозможно. В НИНЭ сделать рентгенограмму стоит 3000 рублей, а в Англии — от £700 до £1500 в зависимости от лаборатории. Услуга, которая в России обойдется в €800, в Европе может стоить €4000.
Крупные аукционы, кстати, дают примерно месяц, чтобы покупатель сам проверил работу, убедился, что это не подделка. НИНЭ им. П. М. Третьякова оказывает такие услуги и если ответ отрицательный, то аукцион возвращает клиентам деньги. Например, если авторс