Войти в почту

«Театр должен реагировать больные темы». Руслан Маликов о нужном искусстве

Прикосновение ветра, шуршание ветвей, запах дорогого алкоголя, голоса, вздохи и перешептывания – мастерская Руслана Маликова представила спектакль, который нужно смотреть с закрытыми глазами. Ведь сделан он для незрячих людей. Серия аудиоспектаклей – проект, который теперь уже выпускники института искусства, претворили в жизнь совместно с воронежской библиотекой для слепых. За четыре года, что эта команда во главе с московским режиссером Русланом Маликовым жила и творила в Воронеже, она заняла свое место в культурной жизни города. Кровавый перфоманс «Акция Каренина», документальный спектакль «Речь», «КонцертыНе» и другие проекты определенно оставили свой отпечаток у местной публики. В финале воронежского отрезка своего творческого пути Руслан Маликов рассказал «АиФ-Черноземье» о будущем курса и о том, каким, по его мнению, должен быть театр сегодня. Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Ребята из мастерской Руслана Маликова уже полюбились Воронежу благодаря своим проектам – и театральным, и музыкальным. И вот они выпускаются. Какое будущее их ждет? Останутся ли они в Воронеже или уедут покорять столицу? Руслан Маликов: Ребята уедут. Они из разных городов: из Москвы, Белгорода, Ижевска. Все равно бы разъехались. Я тоже не могу оставаться, у меня сын растет в Москве. И мне не хватает моего круга общения, в том числе, для творческой подпитки. Я принял решение не бросать ребят и попробовать посуществовать в Москве командой со спектаклями, которые есть и которые еще будут сделаны. Не знаю, получится ли у нас. Но мы решили рискнуть. Мы уезжаем в полном составе. Скорее всего, будет какая-то ассимиляция с московскими молодыми актерами. Там уже посмотрим, кто в каком качестве себя найдет. Окончание института вовсе не означает, что ты уже профессионал. В любом случае, командой проще выживать. Да и жалко было бы терять наработанные моменты. Уже в середине пути мы наметили, что будем работать дальше, если сложится команда. И вот она сложилась. Помимо актеров у нас есть пишущие ребята, переводящие что-то, музыкально аранжирующие. Мы можем сами писать релизы, организовывать рекламную кампанию. Ребята – творческие единицы. Они сами предлагают, придумывают идеи. - Вы не будете набирать новый курс в Воронежском институте искусств? - Нет, мне все-таки сложно существовать в Воронеже. У нас проблемы с системой образования. Оплата педагога мизерная, на нее нельзя выживать. Я мотался в Москву, чтобы подзаработать, чтобы здесь довести курс. Театр практический и нужный - Как появилась идея сделать аудиоспектакли для незрячих людей? - Я занимаюсь разным театром. Еще с «Театра.doc» я постоянно иду рука об руку с социальным театром. Делал проекты с гастарбайтерами, с героиновыми наркоманами, которые пытаются выкарабкаться. Ставил спектакль «Прикасаемые» со слепоглухими людьми. Такая функция театра – практическая, нужная – меня очень привлекает. Кроме того, это хороший тренинг для ребят. Мы делаем живые аудиоспектакли. Даже не используем никаких костюмов, только тени, мелькания, ветер, звуки. Очень хочется создать прецедент, привлечь внимание к их проблеме и к самой библиотеке для слепых. Это не просто библиотека, но и своеобразный культурный центр, который дает людям с ограниченными возможностями зрения возможность проявить себя. Ведь они тоже комплексуют, их не ждут, с ними сложно работать, общаться. А все это – плевые проблемы. С ними легко бороться: записывать аудиокниги, делать аудиоспектакли. К тому же, это очень полезно для актеров. По стране этот процесс уже идет. В Москве проходит много активностей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Разные фонды начали проводить мастер-классы, встречи с художниками, музыкантами. И сразу уходит эта социальная истерия, уменьшается зона отчуждения. Мы решили перед отъездом, в финале что-то полезное сделать, чтобы эта тема затронулась, чтобы формировалось понимание, что можно делать такие вещи очень малыми средствами. Раньше у нас была большая индустрия радиоспектаклей. Потом пошел спад. А ведь это благодатная тема, очень нужная и интересная. Для этого не нужно много затрат, кроме отзывчивости и внимания. Это не жертва, не героизм. Это можно делать легко, интересно, творчески. - Что нужно сделать, чтобы в Воронеже подхватили ваше начинание работы с незрячими людьми? Надо обращаться к меценатам, которые поддерживают культуру и социальные проекты. Организовать это совсем не сложно. Главное – найти людей. Любой молодой коллектив, студенты отзовутся. Если взяться, это можно сделать. Должна существовать практика, когда актеры наведываются в больницы, интернаты, детские дома. Это же жизненный опыт, столкновения с разными историями, проблемами. Можно принести пользу не обязательно деньгами, а просто участием, вниманием и общением. Культура и искусство обязательно должны реагировать на больные темы. Мне кажется, театр должен формулировать современную проблематику. Даже на основе древнегреческих трагедий и классики – Чехова, Островского – можно говорить об актуальных проблемах. Надо просто их замечать, не проходить мимо, открыть свое сердце.

«Театр должен реагировать больные темы». Руслан Маликов о нужном искусстве
© АиФ