От Боттичелли до ван Дейка – Нева на берегах Дуная

Собрания Санкт-Петербурга и Вены объединяет немало. Оба города были (и есть) ядром крупнейших имперских собраний произведений искусства, их коллекции располагаются в уникальных памятниках архитектуры – дворцах. Санкт-Петербург и Вена неразрывно связаны общими событиями и параллелями в области истории, науки, культуры 18-19 веков. До сегодняшнего дня их коллекции, выставки, мероприятия привлекают многомиллионную аудиторию со всего мира. Интерес к картинам на библейские, исторические, мифологические сюжеты был свойственен как царскому двору Российской империи, так и Габсбургам. Это и объединяет диалог шедевров изобразительного искусства собраний двух крупнейших музеев мира. Совместные выставочные проекты Санкт-Петербурга и Вены устраиваются уже не в первый раз. В 2017/18 –х годах в столице Австрии прошла большая выставка, посвящённая творчеству Питера Пауля Рубенса, в которой участие принимал и Государственный Эрмитаж. Все произведения живописи ярко и наглядно подчёркивают общность культурного наследия собраний Вены и Санкт-Петербурга. Тщательно отобранные картины знакомят посетителей с шедеврами представителей ренессансной живописи Австрии, Германии, Италии. Вот полотно немецкого художника Альбрехта Альтдорфера (1480-1538) "Казнь святой Екатерины", яркого представителя дунайской школы живописи, возможного ученика Альбрехта Дюрера. Произведения мастера были настолько выразительными, что заказчиками картин Альтдорфера стали богатые монастыри Германии, Великие герцоги Баварии, представители аристократии. Картины Альтдорфера чрезвычайно живописны, в них сказываются путешествия художника по территории юга Германии, Австрии, Венгрии. Фото: пресс-службы музея Истории искусств в Вене Рядом с шедевром Альтдорфера можно увидеть не менее знаменательное произведение Сандро Боттичелли (1445-1510) из собрания Государственного Эрмитажа – "Святой Иероним". Святой, аскет, страстно предаётся молитве, а рядом с ним смиренно находятся его атрибуты – камень, череп, кардинальская шапка и Книга (известно, что святой Иероним перевёл Библию на латынь). На выставке посетителям представлен шедевр итальянского мастера Бернардо Строцци (ок. 1581-1644) "Исцеление Товита" из собрания ГосударственногоЭрмитажа. На картине представлен библейский сюжет с ярко выраженным характером жанровой сцены. И, конечно, не обошлось без "золотого века" голландского и фламандского искусства, произведений английской живописи. Парные полотна Рембрандта Харменса ван Рейна, Антониса ван Дейка, Франса Хальса, Яна Стена украшают залы венского имперского собрания. Филигранная работа полотен Антониса ван Дейка позволяет проникнуть в сущность изображаемого характера. Таким стал портрет английского музыканта Никола Ланье, впрочем, не только музыканта, но и лютниста, художника, которому был присвоен титул "Мастера королевской музыки". Данная выставка позволяет всем неравнодушным к произведениям живописи посетителям "открыть для себя Неву", познакомиться не только с общеизвестными шедеврами мировой живописи, но и работами менее известных художников Европы. Таким малоизвестным именем станет Амброзиус Гольбейн (1494-1519) – сын Ганса Гольбейна Старшего, художник, большую часть жизни проживший в Швейцарии, работавший над фресками монастыря святого Георгия (Штайн-ам-Райн, Швейцария). Другим – Бартоломеус Спрангер (1546-1611) – фламандский художник, уроженец Антверпена, большую часть жизни работавший в Италии и Чехии, при дворе папы Пия V, короля Рудольфа II. Рим, Милан, Парма, Прага, Вена – те города, на которые пришёлся весь расцвет его творчества. Благодаря ему Северная Европа познакомилась с итальянским маньеризмом, Бартоломеус Спрангер стал предтечей барочной живописи, в том числе и произведений Питера Пауля Рубенса. Фото: пресс-службы музея Истории искусств в Вене Интересно будет узнать и о творчестве итальянского художника Доменико Каприоло (1494-1528), венецианского мастера, близкого окружению Джорджоне. В Государственном Эрмитаже хранится его работа "Мужской портрет": "На зрителя смотрит молодой человек в полном расцвете физических и духовных сил. Фоном служит нарядное здание, сквозь пролет арки в глубине виднеется церковь, нишу справа украшает античная статуя Венеры, руки юноши лежат на папке (с эскизами или стихами?) - таким образом, дается намек на богатство духовной жизни, на увлечение древностью и искусством. Человек прекрасен и душой, и телом - лицо выразительно, кудри роскошны; великолепен и наряд: меховая накидка, соскользнув с плеча, открывает разноцветный костюм с пышными рукавами", – так писала об этой картине искусствовед и хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже Татьяна Кирилловна Кустодиева. Произведения великих классиков изобразительного искусства Италии, Фландрии, Германии есть во многих собраниях мировых музеев, тем интереснее видеть их рядом, в диалоге. Добро пожаловать в Вену и Санкт-Петербург! Фото: www.eden-tour.ru

От Боттичелли до ван Дейка – Нева на берегах Дуная
© Ревизор.ru