Спектакль «Ваня Датский» в Московском театре теней 

Спектакль «Ваня Датский» в Московском театре теней
Фото: Ревизор.ru
Спектакль — сочетание театра теней, кукольного театра и игры актеров. Декорации и куклы сделаны главным художником театра, лауреатом «Золотой Маски» .
Действие сказочного спектакля разворачивается в Архангельске, на морском берегу. Мы видим миниатюрный город с настоящим светом в окошках и порт с макетами кораблей.
Громко зазывает покупателей вдова Аграфена (), предлагая им пирожки и блинчики. Ее маленький сын, Ваня (Максим Клюев), бегает к морю и мечтает о путешествиях на кораблях. Отец Вани погиб в море, и Аграфена не хочет отпускать сына в плавание. Фото:
Она собирается обучить его своему ремеслу — продавать пирожки и блинчики. Но к берегу причаливает датское судно, и капитан зовёт Ваню с собой. Сын тайком убегает на иностранное судно, которое отчаливает от российского берега. Корабль с белыми парусами, который появляется на сцене, плавно парит и над зрительным залом.
Словно с берега зрители наблюдают морские путешествия Вани, видят, как на другом краю земли у него появляется жена-датчанка — Эльза (), а потом и три сына — Степан, Герц и младший — Джордж. Их крошечные фигурки-марионетки находятся словно в синеве морского тумана, на полупрозрачном экране: это визуальный приём, традиционный для театра теней, к которому прибегает режиссёр.
А Аграфена по-прежнему продаёт пирожки на побережье. Она вспоминает сына и верит, что Ваня жив — несмотря на то, что окружающие утверждают, что он давно погиб. Аграфена, её лоток и всё то, что связано с Архангельском — на переднем плане: объёмные куклы, дома, корабли.
Приёмы театра теней, прохладные оттенки, тёмные силуэты создают эффект отдалённости происходящего на сцене действия, а приёмы кукольного театра и «тёплое» освещение, наоборот, приближают действие к зрителю. Таким образом в спектакле удачно передано расстояние: всё то, что происходит за границей, далеко и затушёвано, а архангельский берег чёток и близок. Фото: Алексей Ерохин
Сердце Вани слышит зов родных берегов и матери, которая ждёт и верит в его возвращение.
Не выдержав, он возвращается в Архангельск и останавливается в трактире, тайком наблюдая, как мать по-прежнему ходит по берегу и продаёт пирожки и блины. Зрителям видны лишь тени Вани за столом трактира — он скрывается от материнских глаз, так как пообещал жене не встречаться с матерью.
И на второй и третий год приезжает Ваня, не открываясь матери, но потихоньку оставляя на ее лотке деньги, благодаря чему Аграфена в конце концов догадывается, что сын вернулся. Самая волнительная и трогательная сцена в спектакле — это встреча матери и сына после 23-летней разлуки.
Ване приходится опять уехать к своей жене и детям, но он обещает матери — на следующий год приплывёт со старшим сыном Стефаном.
Все три сына Вани — Стефан, Герц и Джордж, которых отец по очереди привозит к Аграфене, не хотят больше возвращаться в Данию, а остаются в Архангельске. Аграфена «русифицирует» их имена — Стёпушка, Егор и Гоша. В конце концов, Ваня привозит из Дании и жену, и вся семья навсегда остаётся в России. Красочная, увлекательная, яркая история с колоритом поморской жизни предстает перед зрителями.
написал сказ «У Архангельского города» уникальным литературно-поэтическим языком. В этом произведении, собранном из шести архангельских старин, задействованы народные песни, цитаты, пословицы, которые передают лиричность фольклорного сюжета.
Видео дня. Страны, которым предрекли скорое исчезновение
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео