Спектакль "Ваня Датский" в Московском театре теней

Спектакль — сочетание театра теней, кукольного театра и игры актеров. Декорации и куклы сделаны главным художником театра, лауреатом "Золотой Маски" Виктором Платоновым. Действие сказочного спектакля разворачивается в Архангельске, на морском берегу. Мы видим миниатюрный город с настоящим светом в окошках и порт с макетами кораблей. Громко зазывает покупателей вдова Аграфена (Лариса Волкова), предлагая им пирожки и блинчики. Ее маленький сын, Ваня (Максим Клюев), бегает к морю и мечтает о путешествиях на кораблях. Отец Вани погиб в море, и Аграфена не хочет отпускать сына в плавание. Фото: Алексей Ерохин Она собирается обучить его своему ремеслу – продавать пирожки и блинчики. Но к берегу причаливает датское судно, и капитан зовёт Ваню с собой. Сын тайком убегает на иностранное судно, которое отчаливает от российского берега. Корабль с белыми парусами, который появляется на сцене, плавно парит и над зрительным залом. Словно с берега зрители наблюдают морские путешествия Вани, видят, как на другом краю земли у него появляется жена-датчанка – Эльза (Ирина Нохрина), а потом и три сына — Степан, Герц и младший — Джордж. Их крошечные фигурки-марионетки находятся словно в синеве морского тумана, на полупрозрачном экране: это визуальный приём, традиционный для театра теней, к которому прибегает режиссёр. А Аграфена по-прежнему продаёт пирожки на побережье. Она вспоминает сына и верит, что Ваня жив – несмотря на то, что окружающие утверждают, что он давно погиб. Аграфена, её лоток и всё то, что связано с Архангельском — на переднем плане: объёмные куклы, дома, корабли. Приёмы театра теней, прохладные оттенки, тёмные силуэты создают эффект отдалённости происходящего на сцене действия, а приёмы кукольного театра и "тёплое" освещение, наоборот, приближают действие к зрителю. Таким образом в спектакле удачно передано расстояние: всё то, что происходит за границей, далеко и затушёвано, а архангельский берег чёток и близок. Фото: Алексей Ерохин Сердце Вани слышит зов родных берегов и матери, которая ждёт и верит в его возвращение. Не выдержав, он возвращается в Архангельск и останавливается в трактире, тайком наблюдая, как мать по-прежнему ходит по берегу и продаёт пирожки и блины. Зрителям видны лишь тени Вани за столом трактира — он скрывается от материнских глаз, так как пообещал жене не встречаться с матерью. И на второй и третий год приезжает Ваня, не открываясь матери, но потихоньку оставляя на ее лотке деньги, благодаря чему Аграфена в конце концов догадывается, что сын вернулся. Самая волнительная и трогательная сцена в спектакле — это встреча матери и сына после 23-летней разлуки. Ване приходится опять уехать к своей жене и детям, но он обещает матери — на следующий год приплывёт со старшим сыном Стефаном. Все три сына Вани — Стефан, Герц и Джордж, которых отец по очереди привозит к Аграфене, не хотят больше возвращаться в Данию, а остаются в Архангельске. Аграфена "русифицирует" их имена — Стёпушка, Егор и Гоша. В конце концов, Ваня привозит из Дании и жену, и вся семья навсегда остаётся в России. Красочная, увлекательная, яркая история с колоритом поморской жизни предстает перед зрителями. Борис Шергин написал сказ "У Архангельского города" уникальным литературно-поэтическим языком. В этом произведении, собранном из шести архангельских старин, задействованы народные песни, цитаты, пословицы, которые передают лиричность фольклорного сюжета.

Спектакль "Ваня Датский" в Московском театре теней
© Ревизор.ru