Весёлый финал
Международный молодежный симфонический оркестр «Белые ночи», состоящий из студентов музыкальных учебных заведений России, Белоруссии, Литвы, Латвии, Украины и США выступил на сцене Большого концертного зала Псковской областной филармонии. В антракте зрители делились впечатлениями. Некоторым казалось, что молодёжный оркестр мог бы звучать и повеселее. Впрочем, чувство юмора у всех разное. К тому же, второе отделение завершала «Простая симфония» Бенджамина Бриттена, которая переполнена юмором – надо только вслушаться. И не только в «Весёлый финал», но и в предыдущие части.«Сильная у нас команда или нет?»Концерт начался с небольшим запозданием. В ожидании зрители обсуждали игру сборной России по футболу. «Сильная у нас команда или нет?» За 15 минут до начала концерта сборная России проиграла сборной Уругвая со счётом 0:3. Причём игру на соседнем ряду обсуждали явно не слишком разбирающиеся в футболе женщины пенсионного возраста (что они спросят после победы по пенальти над Испанией?)Оркестр «Белые ночи», выступавший в этот вечер, - это тоже сборная. Она сформирована на основе Молодёжного симфонического оркестра имени Альгирдаса Паулавичюса Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова.В конце 60-х - начале 70-х годов Альгирдас Паулавичюс был участником ленинградского вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары». Несколько лет возглавлял музыкальную редакцию киностудии «Ленфильм», был дирижёром Молодёжного филармонического оркестра Мариинского театра и художественным руководителем и дирижёром Симфонического оркестра музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова. После смерти Альгирдаса Паулавичюса этому оркестру присвоили его имя, а место за дирижёрским пультом занял Алексей Васильев (теперь он - ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории Н. А. Римского-Корсакова). Весной 2018 года Алексей Васильев дирижировал в Пскове другим молодёжным оркестром - оркестром Санкт-Петербургской консерватории. Но он продолжает дирижировать и оркестром «Белые ночи» (руководитель проекта - профессор Гинтаутас Жяльвис). Оркестр собирается раз в год. В мае студенты репетируют, а в июне отправляются на гастроли.Алексей Васильев незадолго до приезда обещал, что «концерт будет не хуже, а в чём-то даже лучше», чем апрельский.Бессмысленно сравнивать, но часть публики определённо пришла послушать музыку тех композиторов, которая в Пскове звучит редко. И это явно не Вивальди и не Григ. Прежде всего, интересовал Бриттен. Как бы молоды ни были музыканты оркестра, но Бенджамин Бриттен, когда сочинял песни, позднее превратившиеся в «Простую симфонию», был ещё моложе. Композитору тогда исполнилось 12 лет, а кое-что сочинено ещё раньше – в 9 лет. Позднее – в 21 год - он её соединит воедино и немного подредактирует, но всё-таки «Простая симфония» - это музыка очень юного человека и прилежного ученика. Партитуру для струнного оркестра тоже сделал композитор. По этому произведению студенты учатся не только академической музыке ХХ века, но заглядывают в XVIII и XVII века. Как говорил популяризатор классической музыки Михаил Казиник: «Уже здесь, в этой симфонии, проявляются все элементы стиля Бенджамина Бриттена. С одной стороны – это классическая ясность; ясность Гайдна, Моцарта и Бетховена. С другой стороны – следование великолепным традициям английской музыки…»Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Псков, 21 апреля 2018 . Фото Андрея Кокшарова.Однако Бриттен был предусмотрительно оставлен напоследок, а открылся концерт сверхпопулярным произведением Антонио Вивальди «Времена года». Прозвучала «Осень» (тёплым июньским вечером повеяло прохладой). «Осень» Вивальди помимо всего прочего ещё и музыка, которую любят кинорежиссёры. К примеру, она звучит в фильме о Джеймсе Бонде «Вид на убийство». Том самом фильме, где агент 007 (Роджер Мур) отправляется в Сибирь. В фильме Бонду противостоит бывший агент КГБ Макс Зорин. У Вивальди без убийства тоже не обходится – если судить по сопровождающему музыку сонету Вивальди, заканчивающемуся такими строками: «Охотники в тени густого бора // Идут по следу, зверя настигая. // Почуяв близость гибели грозящей, // Стрелой помчался зверь, но злая свора // Его загнала насмерть в тёмной чаще». Это сцена осенней охоты. Перевод с итальянского Владимира Рабея.Но самым интересным до антракта было исполнение Неоконченной симфонии Шуберта №8.«Муза не любит тотального недостатка всякой духовной жизни»Франц Шуберт написал две части, а третью только начал. Рукопись обнаружили несколько десятилетий спустя после написания, а впервые исполнили симфонию в 1865 году, то есть спустя 37 лет после смерти австрийского композитора. Тем не менее, симфония стала одним из самых популярных произведений Шуберта.Правда, есть мнение, что Шуберт просто решил, что довольно и двух частей. В них он вложил всё, что хотел. Хотя в России как минимум два композитора дописали эту симфонию – каждый по-своему. Один из них - ученик Дмитрия Шостаковича композитор Борис Тищенко (премьера Симфонии № 8 Тищенко состоялась в Петербурге в 2008 году).Симфония №8 вообще притягивает своей мнимой или действительной неоконченностью. Существует вариант англичанина Брайана Ньюбаулда. За год до премьеры Тищенко свою версию представил российский композитор Антон Сафронов. И если Тищенко сознательно сочинял музыку, которая не могла бы появиться в первой половине XIX века, то Сафронов, наоборот, третью часть дописал по шубертовскому эскизу, а четвёртую часть стилизовал: это был гипотетический финал в шубертовской стилистике с использованием незаконченных произведений Шуберта (это обычная практика; другие композиторы тоже завершали произведения за Моцарта, Мусоргского, Бородина, Малера, Пуччини, Шостаковича, Брукнера). Было бы интересно когда-нибудь услышать все продолжения Симфонии №8 в одном концерте. Из продолжений я слышал только запись Бориса Тищенко и отклики читал, в основном, отрицательные, а то и злобные, вроде этого: «Выдержал ровно четыре минуты. Звучит так, как будто Шостаковичу сделали лоботомию, и он три года принимал героин». В лоботомии и героине я не разбираюсь, но продолжение звучит интересно и совсем не отталкивающе. Шуберт и спустя почти двести лет может вдохновлять композиторов и радовать слушателей.Оркестр «Белые ночи». Псков, 25 июня 2018. Фото: Театрально-концертная дирекция Псковской области.Третьим сыгранным произведением в этот вечер была сюита «Из времён Хольберга» Эдварда Грига. В конце XIX века Григ решил написать нечто в духе предыдущих веков. Он стилизовал музыку под старинную – времён норвежско-датского историка и писателя-сатирика Людвига Хольберга («скандинавского Свифта», написавшего «Путешествие Нильса Клима под землёй»), жившего в XVII-XVIII веках. Современность Грига тогда не очень вдохновляла. Во всяком случае, он в 1884 году написал: «В этом году у меня не было никакого вдохновения. Я собирался работать, но муза не любит тотального недостатка всякой духовной жизни, и поэтому слишком часто блистает своим отсутствием». Зато он сочинил сюиту «Из времён Хольберга». Вот бы дать её послушать безголовым людям из романа «Путешествие Нильса Клима под землёй».Иллюстрация Иоганна Фридриха Клеменса к роману Людвига Хольберга «Путешествие Нильса Клима под землёй».А потом дошла очередь и до Бриттена. Оркестр «Белые ночи» исполнил «Простую симфонию», начинающуюся с «Неистового бурре». И опять это была стилизация. Очередной композитор перелетает совсем в другой век – на этот раз в XVIII. Когда-то бурре был французским крестьянским танцем (крестьяне перемалывали ногами хворост), но потом его позаимствовали аристократы. Танец стал паркетным. А спустя несколько столетий юный Бриттен вслед за Бахом, Генделем и другими написал своё бурре.Жизнь самого Бриттена тоже была похожа на бурре (от французского pas de bourree – набить, поколотить, сделать неожиданные скачки и повороты). Взгляды и образ жизни английского композитора были таковы, что им заинтересовались Скотланд-Ярд и ФБР. Страница из персонального дела Бенджамина Бриттена в ФБР отцензурирована настолько, что осталось только его имя: всё остальное закрашено чёрным.Бенджамин Бриттен вообще очень любил обращаться к прошлому и активно использовал литературу. Он написал даже вокальный цикл «Эхо поэта» - на стихи Пушкина («Эхо», «Ангел», «Соловей и Роза» и т.д.). В этом цикле Бриттен положил на свою музыку даже знаменитую пушкинскую эпиграмму на генерал-губернатора Новороссии Михаила Воронцова: «Полу-милорд, полу-купец, // Полу-мудрец, полу-невежда, // Полу-подлец, но есть надежда, // Что будет полным наконец». Именно из-за англомана Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Псковскую губернию, а через сто пятьдесят лет – в 1965 году, после гастролей в СССР - англичанин Бриттен написал музыку. История любит такие шутки. А публика любит такие неожиданные скачки и повороты. Одним словом, бурре.Чтобы оперативно отслеживать ключевые новости Пскова и России, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме», «ВКонтакте», «Твиттере», «Фейсбуке» и «Одноклассниках».