Графиня и масонство: "Пиковая дама" завершает московский сезон
Сделав иммерсивный срез непосредственного восприятия событий зрителем изнутри сценической площадки, фактически удалив погрешность расстояния сцена-зрительный зал, усилив тем самым до предела энергетику воздействия артистов на публику, постановщики этого променада добились эффекта непрерывающегося внимания и неподдельного интереса со стороны зрителей. Никто не смеет сказать после этого, что опера – это скучно и непонятно. Более 200 показов променада "Пиковой дамы" в этом сезоне притянули более 15 тысяч человек. Пушкинская "Пиковая Дама" – неисчерпаема по глубине и широте мысли, которая может развиваться в любом направлении и плоскости мышления. Создатели иммерсивного шоу, опираясь на эти возможности классического шедевра, дали свободно развиваться собственному сценическому рассказу, позволяя ему обрасти несуществующими в первоисточнике, но вполне убедительными по отношению к повествованию подробностями. Фото: творческое объединение ALTRULION Интрига закручивается сразу, подогревая до сильнейшей степени зрительское любопытство. Сознательное оттягивание начала действа, молчаливые помощники в белых перчатках и черных париках, священные книги, черепа, томительное ожидание зрителей с черными повязками на глазах – все до нельзя таинственно и необъяснимо. В качестве саунд-продюсера оперы-променада выступил молодой композитор Никола Мельников, обеспечивший звучащую напряженную тишину, в моменты, когда не исполняется непосредственно музыка из оперы "Пиковая Дама". Этот музыкально-эмоциональный фон в начале выдержан в тональности вступающих оркестровых лейтмотивов оперы, что создает эффект болезненно вибрирующего сознания, предчувствующего неумолимость катастрофы. Также он сопровождает зрителей во время променада по залам особняка, перемещая присутствующих в разные моменты повествования. Итак, черные повязки сняты, и перед взором публики предстает обряд посвящения в рыцари масонской ложи. Антураж соответствующий - масонские символы, лопаты каменщиков, магические циркули и треугольники. Не сам ли Пушкин этот рыцарь? Действие начинается издалека. Упоминаются цари Давид, Соломон, древний мастер-строитель, разделивший всех на группы и давший каждой группе пароли. Это породило много недовольных таким делением...Сюжет закручивается, приводя к историческому безвременью. Появляется Графиня (Евгения Морозова) и, по задумке авторов спектакля, она становится Посвященной. Отныне она владеет тайной трех карт, возможно, она Мастер-Магистр. Под этим концептуальным ракурсом будет выстраиваться ход всего спектакля и развязка оперы. В этом взгляде авторов постановки напрашиваются параллели с Булгаковым, Акуниным. Фото: творческое объединение ALTRULION Собственно, опера, история Германа (Петр Налич) под музыку Чайковского, началась сценой в игорном доме. Зрителей подняли со своих мест и препроводили в следующий зал, где за круглым столом уже сидели игроки. Каждый новый эпизод оперы сопровождался перемещением-променадом публики по залам особняка. Художник Полина Бахтина идеально вписалась с декорациями в интерьер исторического здания, максимально создав атмосферу эпохи. Во время бесконечной театральной прогулки по комнатам, галереям, лестницам уже с трудном представлялась постановка оперы просто в плоском пространстве обычной сцены. Так естественно было находиться в огромном дворце одинокой старухи, гулять по парадным гостиным, спальням и проходить через маленькую людскую, заваленную старой мебелью, где растянулся сонный слуга. Очень правдоподобно. Замечательной по всем решениям получилась сцена на девичьей половине. И диван, и кресло, и стол a la качели плавно раскачивались на фоне облаков, полей, лугов видео-проекции, расположенной на трех окружающих подобие сцены стенах, и отражали мечтательность юных девиц (Лиза – Галина Войниченко, Полина – Катерина Лукаш). Фото: творческое объединение ALTRULION В монологе Лизы "О, слушай, ночь" звездное небо и огромного размера яркая луна видео-проекции необыкновенно опоэтизировали сценографию, добавив космического притяжения любовному чувству Лизы и Германа в последующей сцене. Появление Графини в сопровождении трехрукого слуги вновь внесло элементы оккультизма, таинственного страха и фатальной обреченности. Публика, передвигаясь по анфиладам комнат, многократно пересекала узкую зеркальную галерею, где стоял ярко подсвеченный макет особняка Гончарова-Филипповых с тщательно сделанными мини-декорациями всех эпизодов спектакля. Прекрасный театральный прием, который, кажется, давал много ответов зрителям – ощущение сценического пространства, логику повествовательного процесса, эффект читательского воображения, киновзгляд общего плана, также личные переживания во время "прошагивания-размышления". Точка золотого сечения этого театрального пути пришлась, безусловно, на явление Германа к Графине и ее смерть. Сценография усугубляла аффект главного героя подмигивающим видео-портретом Пиковой дамы, визуализируя кажущееся Герману оживление мертвой Графини. Фото: творческое объединение ALTRULION С большим зрительским уважением хочется сказать обо всех певцах и артистах оперы-променада, работающих под самым "носом" у публики, порой, прямо в толпе слушателей. Потрясающая концентрация, актерская сосредоточенность на собственном образе, цепкое взаимодействие партнеров, умение выдержать близкое любопытство гостей, заполнить своей актерской индивидуальностью любое изломанное пространство и "расчистить" энергетическое поле для нужных эмоций и страстей. Отдельное спасибо за вокальное мастерство. Браво. И совершенно приводит в восхищение работа дирижера и живого оркестра, "вслепую" аккомпанирующих вокалистам и хору, поющим в других залах или вовсе этажах. Музыкальный руководитель оркестра и дирижер-постановщик Андрей Рейн рассказал: "Это не такой уж секрет. Мы все звучим в динамиках. Я не вижу певцов, но очень хорошо их слышу. Есть еще второй дирижер, сопровождающий певцов по залам и показывающий им темп оркестра. Знаете, порой, визуально бывает сложнее контакт. Конечно, мы все выверяли, играли много раз. Но когда нет прямого контакта с певцами, включаются какие-то другие чувства. Ты понимаешь, что тебе рассчитывать не на что. Это как в темных очках за рулем. Ты не видишь дорогу, но знаешь ее, ты по ней очень много раз ездил и все повороты попадаешь." Опера-променад "Пиковая дама" доказывает, что иммерсивный формат классической оперы имеет право на существование по самой главной причине – популяризации и продвижению классики, особенно национального искусства, в современную жизнь. Первоначальное просто любопытство к необычной постановке перерастает в пристальное изучение мира двух гениев Пушкина-Чайковского. Для молодежи форма оперы-променада привлекательна еще из-за легкого ощущения квеста. Исчезнувшие сцены из оперы Чайковского не изуродовали цельный спектакль "Пиковой Дамы" Александра Легчакова. А расшифровка многослойности и разнообразия его "кодов Да Винчи" зависит от многослойности интеллектуально-культурного уровня зрителя.