Войти в почту

Театр в неожиданных местах: "Премьера одной репетиции" в "Дилижансе"

Новый формат Фестиваль "Премьера одной репетиции", родившийся когда-то из необходимости заполнить репертуар, постепенно вырос до важного события в культурной жизни Тольятти. Здесь сложилась своя тусовка (журналистская и зрительская), стали приезжать труппы из других городов, вышедшие с фестиваля спектакли участвуют в авторитетных форумах и получают награды. Эскизы на "Премьере одной репетиции" представляют актеры театра (у многих из них режиссерское образование). Победивший в зрительском голосовании получает право на постановку. В последние годы добавилась номинация "Гости" — отдельный конкурс для недилижансовских спектаклей. Но создатели (художественное руководство фестивалем, как и "Дилижансом", осуществляет Виктор Мартынов) не дают детищу стоять на месте, и в этом году снова поменяли формат. Девятая "Премьера одной репетиции" занялась современной драматургией и направлением сайт-специфик (спектакли, "вписанные" в нетеатральные локации). Все эскизы игрались за пределами "Дилижанса". Программу разделили на две части — PLAY и DRAMA. Ранним вечером зрителей везли на место нового показа. Поздним — возвращали в "Дилижанс", на читки пьес тольяттинских драматургов. Из-за жестких ограничений автоматически отсеклись все иногородние участники. Только на открытии показали вне конкурса спектакль "Дуры мы, дуры" Дамира Салимзянова (глазовский театр "Парафраз"), поставленный в редком жанре комедийного вербатима. Постановка про "нелегкую женскую долю" с узнаваемыми реалиями получилась образцом нестыдного спектакля "для отдыха": и сочно, и смешно, и жизненно, и немножко больно. Макаки и подростки Участники выбирали пьесы исходя из потребностей "Дилижанса", который прежде всего — театр юных зрителей. Главной задачей было найти материал для подростков. Ирина Храмкова и Катя Миронова взяли пьесу Васьковской и Уткиной "Макаки, пицца и деструкция" и поместили ее в коридор типовой школы, так что зрители буквально ощутили себя в возрасте героев. Текст посвящен девочкам-подросткам и рассказывает о соперничестве внутри драмкружка, первых отношениях и проблемах с родителями. По сюжету, в школе ставят спектакль про жизнь обезьян. Образ макаки, ставший в эскизе центральным, хорошо передает многие особенности сложного возраста, только непонятно, согласятся ли сами подростки смотреть на себя как на обезьян? Заделом для семейного спектакля стал эскиз Екатерины Федощук по пьесе Юлии Тупикиной "Вдох-выдох". Текст сплавляет подростковые трудности с проблемами взрослых: они здесь так же, как и дети, не совпадают с окружающими, не попадают в сонный курортный ритм и мечтают о другой жизни. Спектакль, действие которого происходит в приморском городе, отлично вписался в задний двор "Дилижанса": на дороге повесили указатели "Пляж", между деревьями — гамак, задействовали крышу и зрительный "зал". Эскиз придуман подробно, с монитором для видеоблогов, стеной для рисования мелом, пластическими фрагментами, саундтреком, своей точной музыкальной темой для главной героини — угловатой Маши. Интересно сыграны роли девочек (Марина Агапова и Ася Гафарова). Но действие пока недостаточно проработано: не везде понятны отношения персонажей и перемены в них, требует хореографа пластика. Бит-драма Неоднократный участник и победитель фестиваля Екатерина Зубарева под занавес "Премьеры одной репетиции" представила почти законченный спектакль. Как всегда, удивительно, насколько разные и точные ключи подбирает этот режиссер к выбранным текстам. "Ганди молчал по субботам" Анастасии Букреевой — монолог подростка, у которого рушится мир: разводятся родители, да и вообще чем дальше, тем больше все оказывается не тем, чем было раньше. Чтобы как-то противостоять этому распаду, герой начинает заботиться о бездомной Лизе (отличная бессловесная работа самого режиссера). И молчать. В тексте мы видим мир глазами Мота — в спектакле он (в исполнении Петра Зубарева) существует на фоне хора из родственников. Хора в буквальном смысле: весь спектакль артисты поют, исполняют бит и вообще производят разнообразные звуки и ритмы. Тонко устроенному тексту Букреевой режиссер находит свой театральный аналог. Эскиз оказался безоговорочным победителем зрительского голосования и получил право на постановку. Нужно сказать, что те эскизы, которые обещают лучше всего встроиться в репертуар "Дилижанса", оказались отлично вписаны в выбранное пространство — и при этом вполне отделимы от него. Так, "Ганди молчал по субботам" будет не тем без эскалатора, на котором один за другим уезжают родственники Мота — но в остальном вполне впишется в стандартный зал (а эскалатор можно решить театральными средствами). Доверие к публике Между тем еще один готовый к постановке текст прозвучал в программе читок — "Как сделать зомби в домашних условиях" Сергея Давыдова (режиссер Анна Митрофанова). Эта современная сказка по интонации напоминает советские детские фильмы (на обсуждении вспоминали, например, "Приключения Электроника"), при этом ее герой Артур — типичный мальчик-гик из наших дней, ритм у пьесы нешуточный, язык лаконичный и актуальный, но учитывающий все особенности возрастных маркировок, да еще и важная тема инклюзии вплетена в сюжет изящно и не нравоучительно: Артур знакомится с дядей-инвалидом без особенной радости, пока не обнаруживает, что в компьютерных приключениях без нового родственника не обойтись. Пьеса Сергея Давыдова победила в зрительском голосовании. Поскольку в вечерней программе звучали только свежие тольяттинские тексты, эта часть фестиваля получилась скорее лабораторной и неровной: рядом с "хорошо сделанной" пьесой Давыдова были остросоциальные тексты дебютантов (Степана Зубрилина и Дарьи Тарасовой), описывающая творческие муки драматурга "Пьеса про завод" Дарьи Мурановой и загадочное "Королевство" Дарьи Савиной. Но именно в этой программе зрительские обсуждения длились иногда дольше, чем сами читки. "Премьера одной репетиции" вообще воспитала зрителя, которому всегда есть, что сказать. А театр всегда готов слушать. На фестивале обсуждения традиционно заканчиваются монологами экспертов (в этом году — театровед Оксана Кушляева из Санкт-Петербурга и автор этого текста Ксения Аитова). Но выбор победителей все равно остается за зрителями — удивительный пример взаимного доверия театра и публики.