Ещё

«Любишь музыку, включаешь ее, а она не штырит» 

Фото: Мослента
12 и 13 июля Музыкальный коллектив Петра Налича сыграет на водной сцене ВДНХ. МОСЛЕНТА выяснила у Петра, какие на концерте будут премьеры, почему новый альбом пишется уже полтора года и чем лучше очищать внутренние струны: коньяком или красным?
Радость узнавания? На своем сайте вы анонсировали программу концерта: «Паровоз» с последнего альбома, «Дача», «Давай разведемся», «Мертвый муж и другие», — то, что вы сейчас и на обычных выступлениях играете. Площадка невероятная, будете уникальные номера сделать? Вы же к мультфильмам музыку пишете, не думали один из них показать и живьем озвучить?
Это вы хорошую идею подкинули. Отступление от классического формата концерта мне хочется сделать. Постараемся какую-то мульти-штуку придумать.
Вообще я люблю объединение жанров. В РАМТ-е, например, мы играем в «Северной одиссее»: сидим на сцене живым бэндом, исполняем и поем вместе с актерами: где-то это песни, где-то хоры, где-то фоновая музыка. И я очень кайфую, потому что чувствую, что объединен с большим процессом, движением, куда моя музыка вплетается. Здесь бит, здесь эмбиент, здесь на актеров фокус сместился, — в такой истории, конечно, очень интересно вариться. ? Между номерами с коллективом вы будете петь с залом хиты под гитару?
Да, несколько. Просто несколько лет назад я понял, — чтобы двигаться дальше, самые главные свои хиты: «Гитарр» и «Lost and forgotten», с которой мы ездили на Евровидение, надо оставить в прошлом. Понятно, что многие приходят на концерт за радостью узнавания материала. Но когда на сто процентов из хитов программа, концерт превращается в караоке: кому-то такое нравится, а мне совершенно неинтересно.
А когда наполовину из хитов программа, и ты среди них пытаешься поставить новые песни, это не прокачивает ни тебя, ни зал. И я от этого стал отползать в сторонку. Так что теперь, чтобы держать компромисс, мы играем на концерте всего несколько стареньких вещей в новой аранжировке, ту же самую «Дачу» и «Давай разведемся», которые легко соединяются с новым материалом. ? Ваша карьера сложилась для России 2000-х уникально, а для всего современного мира вполне логично: вы начали выкладывать свою музыку в сеть, потом самодельный клип на песню «Гитарр» взлетел, и пошло-поехало. Вы до сих пор выкладываете у себя на странице свеженаписанную музыку, черновики, под которые через краудфандинг собираете деньги на запись нового альбома. Публика, похоже, живет теперь ожиданиями, когда же это облако черновиков отольется в новые песни?
Раньше как я делал: брал эскиз, мы с группой упрощали его до концертного формата и так играли. И это работало, но самим нам становилось скучно и грустно, потому что уходили красивые маленькие элементы аранжировки, из которых строились целые пласты настроений. Так что в последние пару-тройку лет, если я пересушиваю эскиз, и какие-то нюансы, запятые в нем мне кажутся очень важными, я их выписываю нотами, и прошу, чтобы музыканты играли все эти мелочи. Так они переносятся в окончательную аранжировку. А бывает, музыканты что-то свое привносят, и за счет этого вещь становится лучше. ? На этом концерте будут премьеры?
Да, две: одна русскоязычная, другая — на английском, написанная для Romanovs100, — это большой мультимедийный проект, посвященный убийству царской семьи. Там огромные фото— и видеоархивы, из них делаются ролики, к которым я написал музыку, в основном инструментальную. Но есть одна песенка, и мы с куратором проекта решили сделать ее премьеру на концерте. Она еще не выпущена, сейчас мастеринг делаем. Это колыбельная: и простая, и при этом непростая, как я люблю.
Будет еще русскоязычная премьера: довольно большая песня, с кусками итальянщины. У меня и у многих в моем окружении есть любовь к Италии, иррациональная возможно. Вот к Англии, Франции, Испании я не наблюдаю в народе такого чувства, а Италия, — это да, это наше. Может, в близости менталитетов дело, не знаю. Именно итальянский язык и культура с оперой, неаполитанскими песнями и эстрадой 1950-х — 1960-х годов, тот же Нино Рота, в нашем подсознании, похоже, прошиваются в один диск с русскими народными песнями. В отличие от The Beatles, например.
И вот, новая моя песня про то, как на одном берегу сидит девушка, и тоскует по итальянским ребятам, которые отплыли. Перемежается вся эта история куплетом из одной известной итальянской песни. ? Она войдет в новый альбом?
Да, тут такая история, что на этот раз я решил себе не ставить сроков сдачи, и в результате делаю альбом уже полтора года. Прошлым летом мы что-то писали: что-то получилось хорошо, что-то пришлось выбросить. Только что мы переписывали две вещи, потому что многое решили поменять по звуку и аранжировке. ? И когда же этот новый альбом ждать?
Осенью будем презентовать, «Отражения в лужах» он будет называться.
Внутренние струны? Это же у вас про него целый манифест на сайте вывешен. Про то, что захотелось легкости и беззаботности, как в былые годы?
Да, захотелось такого настроения, какое бывает только в 22-23, когда ты уже, вроде бы, взрослый, соображаешь более-менее, но психика при этом совершенно детская. Ты еще ребенок, а берешься уже на взрослые темы размышлять. Вот эту детскость в себе я и пытаюсь сейчас воскресить.
Потому что, когда ты в постоянном колесе забот и суеты, вечно догоняешь что-то непонятное, у тебя замасливаются и покрываются пылью те внутренние струны, которые должны резонировать в ответ на музыку: и свою, и чужую, которую слышишь извне.
Какие-то исследования я встречал, что после 30 такое у большинства людей происходит. Даже вот, бывает, знаешь, что любишь музыку, включаешь ее, а она не штырит, струны в тебе не резонируют. Стараюсь понять, как их от пыли и сала отчистить, чтобы снова запели, чтобы и простая и сложная музыка отзывалась и открывала новые горизонты. А то ешь и не чувствуешь вкуса, как в «Лангольерах» Стивена Кинга. ? Перед вашим концертом вы чем внутренние струны рекомендуете протирать: коньяком, красным?
Ну это кто как привык. Главное, собираясь на концерт, постараться понять, что идешь не того Петра Налича слушать, про которого все знаешь, и к которому уже привык. А постараться услышать, что я сейчас делаю, чем дышу.
Самая необычная сцена Москвы? Предстоящий концерт у вас пройдет на самой, наверное, необычной сцене в Москве.
Да. Я так себе это представлял: вечер, звезды, люди в лодочках с термосами и бутербродами плавают, музыка летит-разносится по воде… Как в книге про муми-троллей, где они играли концерт на своем плоту, а к ним подплывали слушатели.
Правда, недавно выяснилось, что на плавучей сцене ВДНХ все достижимо, кроме лодок, — их на этом пруду нет. Но и без того будет волшебно, причем, думаю, нас смогут услышать не только зрители в партере, но и те, кто будет в этот час гулять по берегу пруда. ? А на каких самых запоминающихся площадках вам уже доводилось играть?
На берегу океана, — и это было сильно. Потом, запомнился концерт в Зеленом театре Парка Горького: старая сцена, кругом деревья, — все это тоже добавляло антуража и образов. И еще я однажды выступал на Тауэрском мосту, в одной из его башен. Мы играли среди каких-то механизмов, зубчатых колес, маленький мостик вел к небольшому пространству со слушателями, — странноватая была атмосфера.
Но в целом, если брать количество литературных ассоциаций и вообще связей со всякими немузыкальными настроениями, то сцена на воде ВДНХ самая яркая, конечно. ? Полный комплект загородных фестивальных ощущений, только на дорогу не надо полдня тратить.
Да. И вообще в последнее время в парках появляется все больше маленьких уютных сцен: в Музеоне, в Измайлово мы недавно играли, — очень мне понравилось. Замшелость и совок из парков ушли, что-то человеческое появляется. Приятно, что с заботой о людях их сделали, а не как раньше: по звонку сверху проложили 100 дорожек, отчитались и забыли. Теперь хочется выбираться из дома, гулять, потому что появилось хоть, где ходить, где припарковаться, пускай и за деньги.
И я надеюсь, что благодаря этим новым городским сценам концерты будут проще восприниматься. Что будут площадки, на которых постоянно исполняют музыку и профессиональные коллективы, и полу-любительские. Ведь сейчас, когда идешь мимо любой сцены, она обычно пустая, а это неправильно. Потому что музыка на радио, в записях многого не доносит. А когда ты живьем ее слушаешь, то даже простая мелодия такой катарсис вызвать может, что всю жизнь потом вспоминать будешь.
Достучаться до любого сердца? Как по-вашему, музыки в городе становится больше? Она стала качественнее?
Я стал замечать, что в метро появляются хорошие музыканты, может, потому что теперь для этого надо пройти прослушивание. На днях на Таганке остановился, — очень клево ребята играли наполовину электронную, наполовину академическую музыку. И такого должно появляться больше: нужны городские конкурсы, прослушивания, чтобы пускай не очень известные, но хорошо играющие коллективы чаще могли играть на московских площадках. ? Жаль, что у нас устоявшийся формат звукового сопровождения на городских мероприятиях, — это часто клюква, а-ля «музыка народная». Причем непонятно, из каких филармоний этих исполнителей понабрали.
Грустно, что, начиная с лужковских времен, считается, что народная музыка, — это частушки и «Калинка-малинка». У нас в Гнесинке на отделении народного вокала многоголосьем исполняют вещи потрясающей сложности и глубины. Вот такие бы программы на городские сцены выставлять, уверен, все были бы счастливы.
Но чиновники этого боятся, считают, что попроще надо. Уровень аудитории-то вверх надо тянуть, а не стараться соответствовать самым ее низовым представителям. ? Шостаковича и Шнитке везде исполнять?
Когда ты путешествуешь по городу, и слышишь отовсюду разную музыку, то, разумеется, встретишь что-то неожиданное. То, чего не планировал, что подарит неожиданные эмоции.
Понятно, что если сразу Шнитке начать всюду ставить, люди такого не поймут. В этом как раз и заключается работа людей властьимущих: не подпитывать народ жвачкой, а внедрять культуру. Чтобы человек с пивом или с квасом задумался: «О, что это у меня внутри сейчас шевельнулось»?
Даже в академической музыке очень много произведений, которые могут пронять любого человека. И не обязательно это должна быть романтическая музыка и мой любимый Чайковский. И у Прокофьева, и у Шостаковича достаточно произведений, пускай не настолько мелодических, но способных достучаться до любого сердца.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео