Ещё

«Любишь музыку, включаешь ее, а она не штырит» 

«Любишь музыку, включаешь ее, а она не штырит»
Фото: Мослента
12 и 13 июля Музыкальный коллектив сыграет на водной сцене ВДНХ. МОСЛЕНТА выяснила у Петра, какие на концерте будут премьеры, почему новый альбом пишется уже полтора года и чем лучше очищать внутренние струны: коньяком или красным?
Радость узнавания? На своем сайте вы анонсировали программу концерта: «Паровоз» с последнего альбома, «Дача», «Давай разведемся», «Мертвый муж и другие», — то, что вы сейчас и на обычных выступлениях играете. Площадка невероятная, будете уникальные номера сделать? Вы же к мультфильмам музыку пишете, не думали один из них показать и живьем озвучить?
Это вы хорошую идею подкинули. Отступление от классического формата концерта мне хочется сделать. Постараемся какую-то мульти-штуку придумать.
Вообще я люблю объединение жанров. В РАМТ-е, например, мы играем в «Северной одиссее»: сидим на сцене живым бэндом, исполняем и поем вместе с актерами: где-то это песни, где-то хоры, где-то фоновая музыка. И я очень кайфую, потому что чувствую, что объединен с большим процессом, движением, куда моя музыка вплетается. Здесь бит, здесь эмбиент, здесь на актеров фокус сместился, — в такой истории, конечно, очень интересно вариться. ? Между номерами с коллективом вы будете петь с залом хиты под гитару?
Да, несколько. Просто несколько лет назад я понял, — чтобы двигаться дальше, самые главные свои хиты: «Гитарр» и «Lost and forgotten», с которой мы ездили на Евровидение, надо оставить в прошлом. Понятно, что многие приходят на концерт за радостью узнавания материала. Но когда на сто процентов из хитов программа, концерт превращается в караоке: кому-то такое нравится, а мне совершенно неинтересно.
А когда наполовину из хитов программа, и ты среди них пытаешься поставить новые песни, это не прокачивает ни тебя, ни зал. И я от этого стал отползать в сторонку. Так что теперь, чтобы держать компромисс, мы играем на концерте всего несколько стареньких вещей в новой аранжировке, ту же самую «Дачу» и «Давай разведемся», которые легко соединяются с новым материалом. ? Ваша карьера сложилась для России 2000-х уникально, а для всего современного мира вполне логично: вы начали выкладывать свою музыку в сеть, потом самодельный клип на песню «Гитарр» взлетел, и пошло-поехало. Вы до сих пор выкладываете у себя на странице свеженаписанную музыку, черновики, под которые через краудфандинг собираете деньги на запись нового альбома. Публика, похоже, живет теперь ожиданиями, когда же это облако черновиков отольется в новые песни?
Раньше как я делал: брал эскиз, мы с группой упрощали его до концертного формата и так играли. И это работало, но самим нам становилось скучно и грустно, потому что уходили красивые маленькие элементы аранжировки, из которых строились целые пласты настроений. Так что в последние пару-тройку лет, если я пересушиваю эскиз, и какие-то нюансы, запятые в нем мне кажутся очень важными, я их выписываю нотами, и прошу, чтобы музыканты играли все эти мелочи. Так они переносятся в окончательную аранжировку. А бывает, музыканты что-то свое привносят, и за счет этого вещь становится лучше. ? На этом концерте будут премьеры?
Да, две: одна русскоязычная, другая — на английском, написанная для Romanovs100, — это большой мультимедийный проект, посвященный убийству царской семьи. Там огромные фото— и видеоархивы, из них делаются ролики, к которым я написал музыку, в основном инструментальную. Но есть одна песенка, и мы с куратором проекта решили сделать ее премьеру на концерте. Она еще не выпущена, сейчас мастеринг делаем. Это колыбельная: и простая, и при этом непростая, как я люблю.
Будет еще русскоязычная премьера: довольно большая песня, с кусками итальянщины. У меня и у многих в моем окружении есть любовь к Италии, иррациональная возможно. Вот к Англии, Франции, Испании я не наблюдаю в народе такого чувства, а Италия, — это да, это наше. Может, в близости менталитетов дело, не знаю. Именно итальянский язык и культура с оперой, неаполитанскими песнями и эстрадой 1950-х — 1960-х годов, тот же , в нашем подсознании, похоже, прошиваются в один диск с русскими народными песнями. В отличие от The Beatles, например.
И вот, новая моя песня про то, как на одном берегу сидит девушка, и тоскует по итальянским ребятам, которые отплыли. Перемежается вся эта история куплетом из одной известной итальянской песни. ? Она войдет в новый альбом?
Да, тут такая история, что на этот раз я решил себе не ставить сроков сдачи, и в результате делаю альбом уже полтора года. Прошлым летом мы что-то писали: что-то получилось хорошо, что-то пришлось выбросить. Только что мы переписывали две вещи, потому что многое решили поменять по звуку и аранжировке. ? И когда же этот новый альбом ждать?
Осенью будем презентовать, «Отражения в лужах» он будет называться.
Внутренние струны? Это же у вас про него целый манифест на сайте вывешен. Про то, что захотелось легкости и беззаботности, как в былые годы?
Да, захотелось такого настроения, какое бывает только в 22-23, когда ты уже, вроде бы, взрослый, соображаешь более-менее, но психика при этом совершенно детская. Ты еще ребенок, а берешься уже на взрослые темы размышлять. Вот эту детскость в себе я и пытаюсь сейчас воскресить.
Потому что, когда ты в постоянном колесе забот и суеты, вечно догоняешь что-то непонятное, у тебя замасливаются и покрываются пылью те внутренние струны, которые должны резонировать в ответ на музыку: и свою, и чужую, которую слышишь извне.
Какие-то исследования я встречал, что после 30 такое у большинства людей происходит. Даже вот, бывает, знаешь, что любишь музыку, включаешь ее, а она не штырит, струны в тебе не резонируют. Стараюсь понять, как их от пыли и сала отчистить, чтобы снова запели, чтобы и простая и сложная музыка отзывалась и открывала новые горизонты. А то ешь и не чувствуешь вкуса, как в «Лангольерах» . ? Перед вашим концертом вы чем внутренние струны рекомендуете протирать: коньяком, красным?
Ну это кто как привык. Главное, собираясь на концерт, постараться понять, что идешь не того Петра Налича слушать, про которого все знаешь, и к которому уже привык. А постараться услышать, что я сейчас делаю, чем дышу.
Самая необычная сцена Москвы? Предстоящий концерт у вас пройдет на самой, наверное, необычной сцене в Москве.
Да. Я так себе это представлял: вечер, звезды, люди в лодочках с термосами и бутербродами плавают, музыка летит-разносится по воде… Как в книге про муми-троллей, где они играли концерт на своем плоту, а к ним подплывали слушатели.
Правда, недавно выяснилось, что на плавучей сцене ВДНХ все достижимо, кроме лодок, — их на этом пруду нет. Но и без того будет волшебно, причем, думаю, нас смогут услышать не только зрители в партере, но и те, кто будет в этот час гулять по берегу пруда. ? А на каких самых запоминающихся площадках вам уже доводилось играть?
На берегу океана, — и это было сильно. Потом, запомнился концерт в Зеленом театре Парка Горького: старая сцена, кругом деревья, — все это тоже добавляло антуража и образов. И еще я однажды выступал на Тауэрском мосту, в одной из его башен. Мы играли среди каких-то механизмов, зубчатых колес, маленький мостик вел к небольшому пространству со слушателями, — странноватая была атмосфера.
Но в целом, если брать количество литературных ассоциаций и вообще связей со всякими немузыкальными настроениями, то сцена на воде ВДНХ самая яркая, конечно. ? Полный комплект загородных фестивальных ощущений, только на дорогу не надо полдня тратить.
Да. И вообще в последнее время в парках появляется все больше маленьких уютных сцен: в Музеоне, в Измайлово мы недавно играли, — очень мне понравилось. Замшелость и совок из парков ушли, что-то человеческое появляется. Приятно, что с заботой о людях их сделали, а не как раньше: по звонку сверху проложили 100 дорожек, отчитались и забыли. Теперь хочется выбираться из дома, гулять, потому что появилось хоть, где ходить, где припарковаться, пускай и за деньги.
И я надеюсь, что благодаря этим новым городским сценам концерты будут проще восприниматься. Что будут площадки, на которых постоянно исполняют музыку и профессиональные коллективы, и полу-любительские. Ведь сейчас, когда идешь мимо любой сцены, она обычно пустая, а это неправильно. Потому что музыка на радио, в записях многого не доносит. А когда ты живьем ее слушаешь, то даже простая мелодия такой катарсис вызвать может, что всю жизнь потом вспоминать будешь.
Достучаться до любого сердца? Как по-вашему, музыки в городе становится больше? Она стала качественнее?
Я стал замечать, что в метро появляются хорошие музыканты, может, потому что теперь для этого надо пройти прослушивание. На днях на Таганке остановился, — очень клево ребята играли наполовину электронную, наполовину академическую музыку. И такого должно появляться больше: нужны городские конкурсы, прослушивания, чтобы пускай не очень известные, но хорошо играющие коллективы чаще могли играть на московских площадках. ? Жаль, что у нас устоявшийся формат звукового сопровождения на городских мероприятиях, — это часто клюква, а-ля «музыка народная». Причем непонятно, из каких филармоний этих исполнителей понабрали.
Грустно, что, начиная с лужковских времен, считается, что народная музыка, — это частушки и «Калинка-малинка». У нас в Гнесинке на отделении народного вокала многоголосьем исполняют вещи потрясающей сложности и глубины. Вот такие бы программы на городские сцены выставлять, уверен, все были бы счастливы.
Но чиновники этого боятся, считают, что попроще надо. Уровень аудитории-то вверх надо тянуть, а не стараться соответствовать самым ее низовым представителям. ? Шостаковича и Шнитке везде исполнять?
Когда ты путешествуешь по городу, и слышишь отовсюду разную музыку, то, разумеется, встретишь что-то неожиданное. То, чего не планировал, что подарит неожиданные эмоции.
Понятно, что если сразу Шнитке начать всюду ставить, люди такого не поймут. В этом как раз и заключается работа людей властьимущих: не подпитывать народ жвачкой, а внедрять культуру. Чтобы человек с пивом или с квасом задумался: «О, что это у меня внутри сейчас шевельнулось»?
Даже в академической музыке очень много произведений, которые могут пронять любого человека. И не обязательно это должна быть романтическая музыка и мой любимый Чайковский. И у Прокофьева, и у Шостаковича достаточно произведений, пускай не настолько мелодических, но способных достучаться до любого сердца.
Видео дня. Почему на старых фото люди не улыбались
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео