«Печки-лавочки» по-омски. В ТЮЗе – новый спектакль

Светлые ностальгические шукшинские истории про деревенских жителей можно читать и перечитывать много раз. Но увидеть их на сцене удаётся не часто – кто-то считает их слишком простыми, кто-то уже не актуальными, есть и коммерческий интерес, точнее, неинтерес к подобным спектаклям. Театры сегодня поставлены в условия выживаемости, а зазвать зрителя всегда проще на громкую и, желательно, смешную вещь. Тонкий шукшинский юмор не всем понятен. Тем приятней, что в омском ТЮЗе решились под занавес сезона выпустить «Недоразумения» - три истории по рассказам Василия Шукшина, объединённые одной темой - жизнью сельской глубинки теперь уже далёких от нас советских времён. Режиссёр спектакля Сергей Зубенко определил жанр как ретро-комедию, и это очень точно. Комедия – потому что во всех рассказах Василия Макаровича присутствует не сарказм, но лёгкая, добрая ирония над селянами, слегка застрявшими в своей глуши. Ну а почему ретро, это понятно – всё-таки события происходят ещё в прошлом веке, и даже для старшего поколения это уже ретро, а для молодёжи так и вообще какая-то неизвестная временная грань. Итак, Сергей Зубенко взял три не слишком известных рассказа Шукшина: «Артист Фёдор Грай», «Сельские жители» и «Бессовестные», объединил их одним персонажем – Режиссёром, который представляет каждую историю, и... выпустил на малую сцену ТЮЗа. Кузнец-актёр Зрители премьерного спектакля искренне переживали за кузнеца Фёдора Грая, которого заставляют играть в сельской самодеятельности, а он никак не может справиться с волнением и еле слышно произносит свою роль. Однако на выступлении перед районной комиссией Фёдор берёт быка за рога и, наплевав на написанный текст, с такой силой требует от «председателя» новый клуб, что в итоге получает приз как лучший актёр. О Шурке и самолёте История «Сельских жителей» для современного человека вообще выглядит анахронизмом: бояться лететь на самолёте? Становится жалко бабушку Маланью и её внука Шурку, страстно желающего побывать в столице. И зовёт сын, и денег даёт, но местный школьный завхоз Егор, выпив бабкиного пивка, вдруг таких страстей наговорил «по енонт самый самолёт», что Маланья решает – надо летом ехать на поезде. Но соберутся ли они? Внук недаром опасается, что там «куры-гуси пойдут, свиннота всякая, мы же всё-таки сельские жители». Накал страстей под занавес Последняя история – «Бессовестные» - больше всего затрагивает зрителя. Может быть, потому что вполне понятна и современна. Старик Глухов через год после смерти жены решает сойтись с бабулей Отавихой, но их во всех смертных грехах обвиняет «комиссарша» Малышева, да так, что старики пулей вылетают от неё и бегут в разные стороны, боясь даже взглядами встретиться. История задевает душу накалом страстей, а может ещё и тем, что играет Лариса Яковлева «Шукшин – сложный материал. Всё вроде бы просто, а это самое сложное – сделать просто. Шестидесятые годы прошлого века очень живые – там духовность. Людям жилось тяжело, а фильмы того времени светлые, ясные. Хочется сделать такую историю – лёгкую, светлую», – поделился режиссёр Сергей Зубенко. Кажется, у него вышло то, что задумывалось. Кстати, в постановке заняты два состава. В ролях: Михаил Гладков - Фёдор Грай, ГлуховЛариса Яковлева - Маланья, СергеевнаАлександра Корнева - МаланьяЕкатерина Вельяминова - ОтавихаПавел Назыкин - Режиссёр, ЕгорТимофей Греков - РежиссёрДанил Супрун - Фёдор Грай, ШуркаПавел Зубенко - Председатель, ШуркаАлександр Карпов - Егор, Глухов

«Печки-лавочки» по-омски. В ТЮЗе – новый спектакль
© АиФ-Омск