Ревизор.ru 10 июля 2018

Фестивали, конкурсы, премьеры

Фото: Ревизор.ru
Возрождение в 2010 году теперь уже общероссийского национального смотра трудно переоценить на пути сохранения и развития лучших традиций отечественного исполнительского искусства. Это важное начинание в культурной жизни России нацелено на выявление и поддержку молодых талантливых музыкантов, повышение уровня престижа музыкальных специальностей, привлечение внимания общественности к сфере музыкального искусства. Разнообразнейшая программа гала-концерта, яркие номера, калейдоскоп исполнителей и жанров воодушевляли публику на оглушительные аплодисменты и бесконечные крики «браво». Академический симфонический оркестр Московской филармонии, ведомый дирижерами-лауреатами конкурса Димитрисом Ботинисом, Валентином Урюпиным, Тимофеем Гольбергом (оркестрово-хоровое дирижирование), сопровождал выступления участников первого отделения. Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, управляемый лауреатом Даниилом Стаднюком, оттенял выступления солистов-лауреатов второго отделения.
Фото: twitter.com  Фестиваль “Юрий Башмет: 50 лет на альте” в честь юбилея альтиста и дирижера Юрия Башмета открылся незабываемым концертом-представлением на сцене зала Чайковского под названием «Планета Башмета» и состоялся в день 65-летия Маэстро. Режиссером театрально-эффектного и оригинально-неожиданного вечера выступил Виктор Крамер. Гостями Маэстро были всемирно известные российские и зарубежные музыканты. Скрипачи Сергей Крылов, Массимо Кварта, Жан-Люк Понти, виолончелист Александр Рудин, пианист Олли Мустонен, певицы Диана Арбенина, Нино Катамадзе. Ведущие Константин Хабенский и Олег Меньшиков дуэтом представляли выступавших, фантастически талантливых и любимых друзей Маэстро.
VIII Международный конкурс альтистов Viola Masters прошел в рамках юбилейного фестиваля «Юрий Башмет: 50 лет на альте». Международный конкурс альтистов Юрия Башмета впервые состоялся в 1993 году. Художественный руководитель конкурса, его президент, председатель оргкомитета и председатель жюри — народный артист СССР, профессор Московской консерватории Юрий Башмет — вот уже полвека неустанно «продвигает» альт, поднимая на невиданную высоту альтовое искусство в России и мире, способствуя популяризации академической музыки, развитию лучших традиций отечественной и мировой музыкальной культуры в целом. Конкурс Башмета — один из путей расширить альтовый репертуар, раскрыть богатые возможности альта как сольного и ансамблевого инструмента. И как любой конкурс, безусловно, имеет цель поддержать и поощрить молодых одаренных альтистов из разных стран, содействовать развитию их дальнейшей творческой карьеры.
Фото: music-fantasy.ru  В первой декаде февраля в Детском музыкальном театре Наталии Сац прошла «Неделя старинной оперы ». Весь цикл спектаклей начался с произведения, ставшего родоначальником всего многообразного оперного жанра — «Игра о душе и теле» итальянского композитора Эмилио де Кавальери, оперы, премьера которой состоялась 8 марта 1600 года. Также были показаны оперы Г. Ф. Генделя «Альцеста, или Волшебный остров», первая сохранившаяся португальская опера, которая также считается и родоначальницей жанра сарсуэлы, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко, написанная на текст другого португальского классика Педро Кальдерона де ла Барка. Одной из знаковых и уникальных репертуарных и идейно-музыкальных сторон театра стало обращение в самым ранним эпохам становления оперы. Сотрудничество театра и одного из самых больших специалистов в области раннебарочной оперы Эндрю Лоуренса-Кинга позволило поставить на сцене театра несколько опер XVII века, которые стали вехами в четырёхвековой истории этого жанра.
Фото: timeout.ru  Ежегодный XI Зимний международный фестиваль искусств в Сочи 2018, артистическим директором которого является альтист и дирижер Юрий Башмет, представил свой гала-концерт закрытия московской публике в зале Московской филармонии. Организаторы фестиваля продвигают лучшие достижения фестиваля и знакомят российского слушателя с этими «богатствами». Программа концерта ясно отражала часть концепции сочинского форума. А именно, активная премьерная политика фестиваля, его многочисленные заказы современным композиторам вызвали к жизни в этом году «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского для симфонического и народного оркестра, чтеца (Михаил Ефремов) и солирующего альта, Увертюру к «Королю Лиру» Алексея Сюмака для солирующего альта и камерного оркестра и «Путешествие по оркестру» Кузьмы Бодрова. Мировые премьеры этих сочинений первым услышал Сочи, и теперь они были представлены Москве. Масштабное произведение Александра Чайковского по составу и по замыслу — памятник древнерусского эпоса, национальные идеи свободы, идентификация русской нации — завершило длинный московский гала-концерт. Оно прозвучало эффектным финальным мощным аккордом.
Фото: Алексей Молчановский
IX Международный фестиваль Ростроповича открылся 27 марта в день 91-ой годовщины со дня рождения величайшего музыканта, виолончелиста Мстислава Ростроповича в Большом зале Московской консерватории концертом-посвящением Прокофьеву. Безупречный музыкально-эстетический вкус бессменного художественного руководителя Ольги Ростропович как никогда украсил программу нынешнего фестиваля настоящими исполнительскими сокровищами. И само имя легендарного Маэстро магнетически притягивает лучшие «артистические силы». Честь открытия недели Мстислава Ростроповича выпала Симфоническому оркестру Берлинского радио, дирижёру Томасу Сондергаарду (Дания) и солисту-виолончелисту Пабло Феррандесу (Испания). Прозвучала моно-программа из произведений Сергея Прокофьева. Другой выбор худрука фестиваля — «эталонное» во всех смыслах выступление Камерного оркестра «Вена-Берлин» под управлением «играющего» дирижера-скрипача Райнера Хонека (Австрия) состоялось с австрийским пианистом Рудольфом Бухбиндером. В первый день Страстной недели московская публика услышала одно из самых грандиозных произведений И. С. Баха «Страсти по Матфею». Под управлением Эноха цу Гуттенберга Оркестр KlangVerwaltung, Хор KlangVerwaltung и Мюнхенский хор мальчиков исполнили духовную ораторию для солистов, двух хоров, двух оркестров на сюжет из Евангелия от Матфея. Более трех часов длящееся произведение в интерпретации немецких музыкантов не содержало ни одного пустого звука, слова, взгляда, жеста. Все было заполнено предельной глубиной мыслей и чувств. Дирижер Энох цу Гуттенберг, настоящий музыкальный «пастырь», вел свою оркестровую и вокальную «паству» через трудности колоссального замысла протестанта Баха. Солисты — Сибилла Рубенс, Ингеборг Данц, Даниэль Йоханнсен, Мауро Петер, Самуэль Хассельхорн, Томас Ласке, замечательные инструменталисты и хоровики покорили религиозную, человеческую и музыкальную высоту баховского творения, при всей ее недосягаемости. Неделя Мстислава Ростроповича в Москве, нарастая мощным крещендо, достигла своей кульминации в заключительном концерте-шоу на сцене Государственного Кремлевского Дворца. Великолепное мультимедийное представление, созданное Дворцом искусств королевы Софии в Валенсии и Римским оперным театром в Термах Каракаллы, достойнейше подвело итог нынешнего фестиваля. Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского под управлением испанского дирижера Антонио Мендеса исполнил «Римскую трилогию» итальянского композитора Отторино Респиги. По воле творческого импульса оперного режиссера Карлуса Падриссы (Испания) и видеорежиссера Эммануэля Карлье (Франция) история и красота Вечного города предстала в объемных проекциях, в мистерии огня, воды и света.
Фото: orenday.ru  В рамках III Всероссийского студенческого фестиваля классической музыки MUSICA INTEGRAL студенты Российских ВУЗов выступили на сцене актового зала исторического здания ВГИКа им. С. А. Герасимова, объединив разные города, разные профессии и любовь к искусству. Другое событие — инструментальный ансамбль студентов Московской консерватории им. Чайковского STELLA CAMERATA дал концерт в доме И. С. Остроухова. Участниками концерта была представлена интересная программа «Вокруг Баха», состоящая из произведений композиторов эпохи Иоганна Себастиана, а также познавательная мини-лекция о времени и мире, в котором жил великий немец. MUSICA INTEGRAL — Музыка объединяет — название фестиваля Ассоциации студенческих клубов классической музыки России (АСККМ). Основными задачами Ассоциации являются популяризация классической музыки, повышение культурно-нравственного уровня молодежи, создание условий для сотрудничества и консолидации общества на основе классической музыки. Мир через культуру. Первый Фестиваль Ассоциации состоялся в 2016 году. Третий нынешний фестиваль — это уже более 100 музыкантов со всей России, участвующих в 10 мероприятиях студенческого форума. Это не только концерты классической музыки на сценах ведущих московских вузов, но и мастер-классы исполнительского мастерства, выставка картин молодых художников «Вдохновлённые музыкой» и заключительный концерт в Большом зале Московской консерватории. Это уникальный молодежный фестиваль классической музыки, объединяющий в камерных ансамблях и оркестре профессиональных музыкантов с музыкантами-любителями.
Фото: sergiy-hram.ru  II Международный конкурс-фестиваль молодых пианистов Grand Piano Competition состоялся, как всегда, под патронажем его создателя, вдохновителя, художественного руководителя Дениса Мацуева и подарил ярчайшие впечатления и участникам, и зрителям. Выявление новых талантов, поддержка юных дарований на начальном этапе становления их творческого пути, укрепление традиций национальной фортепианной школы, международный обмен методиками исполнительского искусства, укрепление творческих связей, пропаганда классической фортепианной музыки как важной составляющей духовного воспитания подрастающего поколения — цели события под названием Grand Piano Competition. Интереснейшие состязания участников в результате принесли всем молодым пианистам прекрасные перспективы концертной жизни.
Фото: vk.com/Международный конкурс Grand Piano Competition
X Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле отпраздновал свой 10-летний юбилей и подарил мировую премьеру симфонии «Суфийские письма» бельгийского композитора Жан-Люк Фафшана, с успехом прошедшую на сцене Концертного зала им. Леонида Собинова Ярославской филармонии.
XII ежегодный фестиваль школьных театров «Москва-Театр-Школа», объединяющий любительские школьные театры учебных заведений ЮЗАО и ТиНАО проходил несколько недель в Москве и завершился церемонией награждения участников в Московском Государственном Академическом Детском Музыкальном театре имени Наталии Сац. Торжественный акт награждения прерывался показом отрывков из спектаклей-участников, которые произвели на жюри самое сильное впечатление. Уровень постановок и мастерство ребят превзошли самые смелые ожидания.
Фото: photolinka.ru  Сам Театр им. Сац с начала 2018 года выпустил несколько премьер: опера В. Кобекина на либретто А. Застырца «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей», написанная специально для детей. За основу была взята сказка Д. Н. Мамина-Сибиряка, а жанр произведения был определён как «потешная опера». Одна из самых интересных премьер, прошедшая в рамках фестиваля «Черешневый лес» — балет «Путешествия Гулливера». Это масштабная яркая постановка хореографа Кирилла Симонова на музыку Алексея Ларина, в которой классика встречается с новаторством, а старина — с современностью. 22 июня коллектив театра представил российскую премьеру антивоенной оперы Бенджамина Бриттена «Тайна семьи Уингрейв». Интерес к творчеству английского композитора у театра не впервые. В прошлом сезоне состоялась замечательная постановка его оперы «Ноев ковчег».
Фото: teatr-sats.ru  Российская премьера произведения 91-летней американки Марги Рихтер «Вариации и интерлюдии на темы от Монтеверди до Баха для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром» состоялась в Московской филармонии в концерте абонемента «Романтические концерты — Территория открытий». Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Даниэля Райскина и солисты Сергей Догадин (скрипка), Александр Рамм (виолончель), Филипп Копачевский (фортепиано) интересно и проникновенно исполнили сочинение малоизвестной в России Марги Рихтер.
Финальный гала-концерт Junior Music Tour концертного тура победителей и лауреатов юношеских международных конкурсов Grand Piano Competition, Юношеского конкурса им. П. И. Чайковского, Astana Piano Passion, телевизионных конкурсов «Синяя Птица» и «Щелкунчик» собрал на сцене Большого зала Московской консерватории 16 участников, представителей классического инструментального исполнительского искусства молодого поколения. Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества под управлением дирижёра Арсентия Ткаченко сопровождал выступления всех солистов. Яркие индивидуальности, сложившиеся музыканты и даже сформировавшиеся личности в лице молодых исполнителей блистали на сцене, являясь полномочными представителями будущего российского и мирового исполнительского искусства.
Комментарии
Читайте также
Песни, пляски и угар: что творят в церквях США
В Англии установили говорящую скульптуру льва
Фронтмен Rammstein анонсирует российский тур Messer
На Майорке появится отель только для женщин