Искусство в Италии: проекты Леонида Михельсона и зампреда правления «Ланта-банка» Натальи Опалевой

Выставку московского частного музея , Музея AZ , во Флоренции продлили до 31 августа. В конце мая в фонде музей открыл проект «Новый полет на Солярис», посвященный и неофициальному искусству российских художников-шестидесятников. В городе, где родился Франко Дзефирелли и жил Андрей Тарковский, в двух шагах от Давида Микеланджело и галереи Уффици, в барочном палаццо Сан-Фиренце, Музей AZ построил космический корабль — храм с тремя отсеками-нефами, где разместил 34 работы 12 художников и 20 видеоинсталляций по мотивам творчества мастеров «советского ренессанса». Ориентировочно музей потратил на флорентийский проект €500 000.

Искусство в Италии: проекты Леонида Михельсона и зампреда правления «Ланта-банка» Натальи Опалевой
© Forbes.ru

Мэр Флоренции Дарио Нарделла, делающий подтяжку городу-музею, разбавляя древности современным искусством и очищающая центр от частных автомобилей, с большим энтузиазмом приветствовал открытие выставки российских шестидесятников, отметив, что «Полет на Солярис» составляет удачную пару итальянским шестидесятникам и инсталляции Карстена Хеллера, которые идут в соседнем палаццо Строцци.

Видео дня

Мягкая сила

«Новый полет на Солярис» — инициатива русских меценатов за границей, как и создание коллекции Центра Помпиду осенью 2016-го. Тогда фонд смог увлечь идеей пропаганды русского послевоенного искусства 40 коллекционеров, совместными усилиями собравших 350 работ в дар парижскому музею. Выставочные проекты русского искусства делали и в Лондоне, и и в Монако, и в Вене и Венеции, и в Лондоне, и в Софии, Любляне, Венеции, и и его фонд V-A-C в Лондоне и Венеции. Частная инициатива меценатов, «мягкая дипломатия» — не менее эффективное средство межкультурной коммуникации, чем действия и .

Активный диалог между российским и европейским современным искусством в своих проектах целенаправленно ведет Тереза Мавика, директор фонда V-A-C Леонида Михельсона. В 2017 году фонд открыл свое пространство в Венеции, вложив €4 млн в реконструкцию палаццо на Дзаттере, где показал советский авангард и современное искусство.

«На открытии журналист спросил: «Вы будете делать выставки только русских художников?» — рассказывает Тереза Мавика: Я ответила: «А как вы узнаете, это только русские или не только?» Для меня национальность искусства не имеет значения. Мы все на одной площадке».

Этим летом в Венеции V-А-С показывает выставку «Исследователи, часть первая» — взгляд видеохудожника Джеймса Ричардса и британской художницы Линетт Йиадом-Буачи на коллекцию фонда, курирован директором Уайтчепела, Ивоной Блазвик с бюджетом около €300 000. На выставке сопоставлены картины разных художников из разных эпох. Например, «Купальщицы» (1910) буквально «смотрят» на картины «Весна Священная» (2012) Энрико Давида и «Садовая живопись № 2» (1996) Гэри Хьюма. «Исследователи, часть первая» совместно с представленной в пространстве в Венеции инсталляцией «Живая Лагуна» ( британской группы Assemble и общественной организации Where are here Venice ) являются частью долгосрочной стратегии фонда V-A-C.

А в Москве, на трех этажах музея ММоМА весну и все лето сменяют друг друга три выставки-три акта «Генеральной репетиции», масштабного метадисциплинарного проекта, в котором участвуют работы , Амедео Модильяни, , , Алигьеро Боэтти, Марселя Бротарса, , Саймона Старлинга и других художников из коллекций фонда V-A-C, ММОМА и KADIST.

В первом акте зрителям предлагали посмотреть на искусство как на театр, место действия пьесы Чехова Чайка. Во втором акте в музее на Петровке, который продолжается до 22 июля, австрийский философ Армен Аванесян создает свою «Метафизика из будущего» из «Вешалки» Марселя Бротарса, «Ахрома» Пьеро Мандзони, «Джеки» , «Состояния, в котором мы находимся» Вольфганга Тильманса, двух инсталляций Луиз Буржуа — «Ребенка» и «Женщины», — «Хлеба» Анатолия Осмоловского. Аванесян задает вопросы о том, как изменилось понимание материи в эпоху нанотехнологий, что происходит с категорией времени, когда настоящее управляется будущим (особенно это очевидно в финансовой сфере) и как изменяется политика. Третий акт, который стартует 27 июля, создаст писатель .

В начале 2000-х одной из первых смогла взглянуть на русское искусство со стороны меценат Стелла Кесаева, жена . «В 2003 году в нашем фонде, Stella Art Foundation, прошла первая московская выставка Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баскиа, Тома Вассельмана. Вступительную статью написал теоретик искусства Акилле Бонито Олива. Задачи Фонда — продвижение российского искусства на Западе и показ западного искусства в России с участием известных международных кураторов», — рассказала Стелла Кесаева Life.

В 2004 году, открывая выставку Кабаковых в , Кесаева пригласила работать над каталогом Джермано Челанта, и .

В 2011, 2013 и 2015 годах на посту комиссара российского павильона на Венецианской биеннале Стелла Кесаева назначала кураторами национальных выставок именитых иностранцев.

При поддержке , спонсора коллекции современного искусства «Пушкинский XXI», поменял свой взгляд на продвижение и коллекционирование современного искусства даже такой государственный монстр, как ГМИИ им. Пушкина. На выставке «Человек как птица. Образы путешествий» в рамках параллельной программы Венецианской биеннале в 2017 году музей показал работы 14 современных художников, и российских и иностранных.

Личные цели

Музей AZ как частная институция, созданная заместителем председателя правления Наталией Опалевой и галеристом , оформил свой зарубежный дебют в традициях личностной дипломатии эпохи Возрождения. Если в 1972 году режиссер Тарковский разместил на космическом корабле, летящем на Солярис, посмертные маски Пушкина и Бетховена, работы Брейгеля, «Троицу» — подборку своих личных ценностей. Авторы «Нового полета на Солярис» составили свой личный список: 12 художников-нонконформистов, среди них Анатолий Зверев, Петр Беленок, Франциско Инфанте, , , Дмитрий Плавинский. «Мы стремились показать европейской публике как можно больше сокровищ из коллекции нашего музея, — рассказала Forbes Life Полина Лобачевская. — Зверев, например, представлен малоизвестными в Европе супрематическими работами».

По мнению искусствоведа, культуртрегера российского искусства Ника Ильина Музей AZ нашел универсальное средство погружения зрителей в пространство выставки:

«Цифровые манипуляции с картинами, видеоинсталляции помогают зрителям «войти» в картину и сравнить с оригиналом, размещенным рядом».

На руку российскому проекту сыграла выставка итальянских художников-шестидесятников в палаццо Строцци, – еще один проект, дорогой сердцу флорейнтийского мэра Нарделлы. Выставленные в соседних палаццо работы Плавинского, Немухина, Целкова, Мандзони, Фонтаны, Кастеллани, Ломбардо, Гуттузо дополнили друг друга, составив своеобразное культурное сообщество «Россия — Италия».

Владимир Потанин Рейтинг Forbes: №6 Состояние: $15900млн

Узнать подробнее

Леонид Михельсон Рейтинг Forbes: №3 Состояние: $18000млн

Узнать подробнее

Борис Минц Рейтинг Forbes: №72 Состояние: $1300млн

Узнать подробнее

Алексей Ананьев Рейтинг Forbes: №148 Состояние: $700млн

Узнать подробнее

Игорь Кесаев Рейтинг Forbes: №41 Состояние: $2400млн

Узнать подробнее