Ещё

В Равенне проходит фестиваль искусств под девизом Мартина Лютера Кинга 

В Равенне проходит фестиваль искусств под девизом Мартина Лютера Кинга
Фото: Российская Газета
Неудивительно, что в сегодняшнем мире, сотрясаемом межнациональными конфликтами, прессингом идеологии и отнюдь не романтическими встречами западной и восточной цивилизаций, слова знаменитого американского проповедника, убитого ровно 50 лет тому назад (в пику его заповеди о ненасильственной борьбе за свои права), звучат особенно актуально. «I have a dream» ("У меня есть мечта") — эту максиму Кинга Равеннский фестиваль решил реанимировать в сложнейшем контексте времени, переживающем настоящий кризис гуманизма и диктатуру политики. То, что в Равенне эти слова обретают дополнительный — культурологический — смысл, сомнения нет: древний сакральный город с двухтысячелетней историей, хранящий в себе память о своем величии столицы Западной Римской империи, скрестил в своем облике разные культуры, религии, цивилизации. Здесь и сегодня музыка, поэзия, драматические тексты звучат среди тех базилик и мозаик, мерцающих золотом и смальтой, что вдохновляли еще семьсот лет назад (прах его покоится у стен церкви Сан-Франциско), создавшего Божественную комедию всего человечества, для которого открыты дороги и в Рай, и в Ад. Прошлое Равенны уникально: искусство здесь запечатлело образ Рая, застывшего в мозаиках на века.
И Равеннский фестиваль так же уникален в своем роде, потому что выступает в сегодняшнем сложном и неустойчивом мире автором единственного в своем роде проекта Roads of Friendship, «Дороги дружбы» — музыкального культурного моста, который каждый год возводится из Равенны в другие страны мира. Проводит этот проект уже 21-й год знаменитый итальянский маэстро , приезжающий во время фестиваля с молодежным Оркестром Джованни Луиджи Керубини в самые сложные и трудные точки мира, чтобы выступить с итальянскими и местными музыкантами. Начиная с первого исторического концерта в Сараево в 1997 году, куда Мути, тогда еще с оркестром и хором Ла Скала, отправился на военном самолете и дал вместе с боснийскими музыкантами концерт в разрушенном бомбами городе, маршруты «Дорог дружбы» пролегали по разным странам и городам: Бейрут, Нью-Йорк, Москва, Стамбул, Каир, Дамаск, Найроби, Токио, в прошлом году — Тегеран, в этом году — Киев. Мути убежден, что музыка способна разрушать все барьеры и недоразумения, потому что она касается струн человеческой души, а главное, по его словам, она не требует перевода: слова могут быть поняты неправильно, а музыка всегда воспринимается через сердце.
Для Риккардо Мути принципиально важно, что его проект не имеет никакого отношения к политике
В этом сезоне, как и прежде, центром музыкальной программы «Дорог дружбы» стала у Мути музыка . В программе, исполненной дважды — на Софийской площади в Киеве и в Палаццо Мауро де Андре в Равенне, прозвучали хоры Верди — Stabat Mater (последняя партитура великого итальянца) и Te Deum из цикла «Четыре духовных хора», а также арии, сцены и знаменитый хор «Va pensiero» из оперы «Набукко». «Музыка Верди глубоко человечна и символизирует Италию, — считает маэстро, — поэтому я выбираю программу Верди, чтобы представлять этот итальянский дух и „гений“ людям из другой страны. Под знаком этой музыки две разные страны могут встретиться». Для Мути принципиально важно, что его проект не имеет никакого отношения к политике, к тому, что может быть истолковано в контексте идеологических манипуляций. Он показывает своим проектом только одно: культура, музыка — вне политики и именно поэтому они сохраняют свою силу, способную объединять людей даже в самых сложных обстоятельствах.
Риккардо Мути: Я не хочу входить в политические вопросы: сепаратисты, диссиденты. Мы не боремся ни за тех, ни за других. Мы приносим свое послание, адресованное всем. Хор «Va pensiero» заканчивается словом «добродетель». Это слово относится ко всем на земле, кто страдает. И оно нас объединяет. Конечно, у нас есть расхождения идей. Но без антитезиса не может быть синтеза. Музыка пытается привести к этому синтезу. Во всех наших путешествиях мы становимся близкими друг к другу, хотя и говорим на разных языках, Мы ощущаем, как вдруг из всех наших различий возникает амальгама (сплав — лат.). Это именно то, чем должна заниматься в мире политика.
В «Дорогах дружбы» прозвучала еще одна партитура, отражающая нынешнюю тему Равеннского фестиваля — равенство и права людей: сочинение американского композитора ХХ века Аарона Копленда «Портрет Линкольна» для чтеца и оркестра (1942), где выдержки из речей и писем , формулирующие принципы демократии, читал .
Между тем, образ культурных мостов и перекрестков нашел отражение в общей программе фестиваля, представляющей по традиции разные культурные форматы — концертные (академическую музыку, джаз, этническое искусство), театральные и танцевальные постановки, кино, актуальные экшны и встречи с аудиторией, объединенные общим девизом. В прошлом году под девизом «Шум времени» фестиваль обращался к теме 100-летия Октябрьской революции, представив тогда сочинения , постановку на стихи поэтов революционной эпохи и премьеру оперы на слова «Победа над солнцем». В этом году под девизом Кинга «I have a dream» фестиваль презентует американскую музыкальную культуру ХХ века: Вторую симфонию (к 100-летию композитора), знаменитую музкомедию «Kiss me, Kate» Коула Портера (продукция Opera North из британского города Лидс), музыку композиторов-минималистов , Терри Райли, , Кита Джарретта. Другие разделы афиши сформированы, как настоящий музыкальный перекресток: сирийские, армянские, мусульманские и иудейские песнопения в программе «Великолепие Алеппо», «Искусство фуги» Баха, программа русской музыки (исполненная в Палаццо Маури де Андре Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром), фильм «Броненосец Потемкин» с новым звуковым сопровождением, премьеры партитур, написанных по заказу фестиваля, блок музыки Арво Пярта, Альфреда Шнитке, и многое другое, что объединила на фестивале утопическая мечта о прекрасном общем будущем.
От «РГ»
В ноябре по традиции состоится вторая часть Равеннского фестиваля — оперная, где будут представлены три оперы Верди: «Набукко», «Риголетто» и «Отелло». А в летней программе 15 июля прозвучит «Макбет» Верди с Риккардо Мути, оркестром и хором Maggio Musicale Florentinо. Именно с этим коллективом Мути впервые исполнил «Макбета» в далеком 1974 году. Над этой партитурой маэстро будет работать и с молодыми дирижерами, прошедшими конкурс для участия в его образовательном проекте Итальянская Оперная Академия в Равенне. С 21 июля по 5 августа отобранные «академисты» из разных стран мира вместе в маэстро изучат нюансы этой партитуры Верди, а в финале продирижируют ею публично.
Видео дня. Корабль-призрак засекли у берегов Ирландии
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео