Фестиваль "Вдохновение" – 2018 на ВДНХ
С 20 июля по 5 августа 2018 года на ВДНХ в четвертый раз пройдет Международный фестиваль искусств «Вдохновение». Особенность фестиваля «Вдохновение» состоит в том, что каждый год его программа посвящена одному жанру или одной важной теме в искусстве, а афиша представляет актуальные, необычные и масштабные произведения, открывает разные грани выбранного направления — от признанной классики до удивительных экспериментов. В 2018 году главной темой IV Фестиваля «Вдохновение» стал театр. Впрочем, это вовсе не тот театр, который зрители привыкли видеть в течение театрального сезона на больших и малых театральных площадках Москвы. В основной программе здесь не будет интерпретаций классических или современных пьес, популярных актеров в знаменитых ролях. Зато вы можете увидеть необычные представления, которых не встретишь на привычных театральных сценах. В афише «Вдохновения» — театр вне театра, театр около театра и даже театр без театра: синтетический спектакль на границе балета и цирка, впечатляющее шоу под открытым небом, приключенческое путешествие по таинственным пространствам и даже общедоступная инсталляция, в которой каждый может почти незаметно для себя стать не только зрителем, но и актером... Итальянский театр NoGravity покажет «театр чуда». Его удивительное шоу «Aria», покорившее ведущие европейские фестивали, напоминает об итальянском барокко и построено на причудливой пластической игре и работе с уникальной сценической машинерией. Тела актеров соединяются в необычные фигуры, парят над сценой под аккомпанемент «Роман Барок Ансамбля» и старинных инструментов, сделанных мастерами в эпоху барокко. Всемирно известная немецко-швейцарская группа «Rimini Protokoll» представит не просто спектакль, а своего рода социологическое исследование — проект «Situation Rooms». Его героями стали 20 человек со всей планеты, которые не понаслышке знают, что такое война. Зрители погрузятся вместе с ними в тревожную атмосферу происходящего в мире, отправившись в путешествие по лабиринту комнат и стран. Специально ко дню рождения ВДНХ французский театр Les Plasticiens Volants приготовил шоу «Космическая Одиссея» из гигантских фантастических фигур, которые летают в воздухе и двигаются по земле среди людей, а рок-певица Кати Аврам вместе с артистом и режиссером Пьером Бертело (театр Générik Vapeur) будут «оживлять» в спектакле «Waterlitz» 19-метровую конструкцию из морских контейнеров. Наконец, известный современный художник, дважды лауреат последней «Золотой маски» Ксения Перетрухина «разбросает» по Центральной аллее ВДНХ инсталляции-сюрпризы, в которых как интимность, так и публичность театра смогут стать частью неожиданного личного опыта любого прохожего. Неотъемлемой частью фестивальной афиши станут спецпрограммы. Первая приурочена к открытию после реставрации Дома Культуры — подлинной жемчужины архитектурного «большого стиля» ВДНХ, одного из главных наследств прошлого века. Впрочем, здесь театр встретится не столько с архитектурой, сколько с литературой — программа «Имена» представит выдающихся русских писателей того же ХХ века. Любители жанра кабаре, надеемся, оценят специально созданную для фестиваля постановку Глеба Черепанова «Все оттенки Черного» — именно в этом стиле сделана история о знаменитом поэте Серебряного века Саше Черном. Совсем другое, «Юбилейное Кабаре», устроит на сцене в год своего 80-летия драматург и писатель Людмила Петрушевская. Театр Наций покажет два моноспектакля из серии «Наше все...» по произведениям Иосифа Бродского и Нодара Думбадзе, а Александр Филиппенко подготовил для фестиваля новую программу «Здравствуйте, Михаил Михайлович!», на которую его вдохновили два легендарных Михаила — Зощенко и Жванецкий. Во второй специальной программе театр встретится ещё с одним великим искусством — с кино. Наконец, как и у всех больших фестивалей, у нас будет молодёжная студенческая программа спектаклей. С 20 июля по 5 августа на ВДНХ будет что посмотреть, чему удивиться, над чем подумать и о чем поспорить. Календарь фестиваля 20 июля Дом Культуры ВДНХ Начало в 20:00 Государственный театр наций. «Наше все... Нодар Думбадзе» Серия спектаклей «Наше все...» — это постановки, посвященные судьбе и творчеству самых значимых российских и советских авторов. Моноспектакль Георгия Иобадзе по роману Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» — это грустная, немного ироничная история о том, как война заставила очень быстро повзрослеть мальчика Зурико, который провожал на фронт односельчан и остался расти без родителей. Герою приходится пройти через многие испытания, ощутить на себе все тяготы жизни в военные годы. Он уезжает учиться в Тбилиси, но потом все же возвращается в родное село. То настроение, которое передается в постановке, может напомнить зрителям ностальгическую атмосферу старого грузинского кино с его особенным, парадоксальным, печальным юмором, трогательными национальными песнями. Сама книга была написана Думбадзе в период «оттепели», более 50 лет назад, но до сих пор остается актуальной для многих кино— и театральных режиссеров. 21 июля Дом культуры ВДНХ Начало в 20:00 Моноспектакль Александра Филиппенко «Здравствуйте, Михаил Михайлович!» Что общего у Михаила Зощенко и Михаила Жванецкого? Об этом — новый спектакль народного артиста России, актера театра и кино Александра Филиппенко. Виртуозно объединяя в монологе двух гениальных авторов, автор постановки показывает, как живо отзывается в их творчестве действительность нашей страны вне зависимости от времени. Хотя эти герои, вошедшие в историю, представляют две разные эпохи, они схожи своим ироничным отношением к событиям и умением предложить людям эту иронию в качестве защиты. Именно поэтому маленький человек — герой Зощенко так или иначе остается счастливым, а советский человек — герой Жванецкого находит над чем посмеяться даже в бытовом аду. Александр Филиппенко предлагает зрителям вместе поиронизировать над глупостью, пошлостью и немного над собой. 22 июля Дом Культуры ВДНХ Начало в 20:00 Государственный театр наций. «Наше все... Иосиф Бродский» Спектакль, в котором играет актер Дмитрий Сердюк, — не просто пересказ биографии поэта и набор его стихотворений. Это живой монолог, родившийся на уровне глубокого интуитивного восприятия произведений Иосифа Бродского, поворотных событий в его жизни, размышление о назначении и пути творца, писателя в нашей стране. 27-летний Дмитрий Сердюк, окончив мастерскую Сергея Голомазова, сразу же попал в труппу Театра на Малой Бронной и является ее ведущим артистом — так же, как и в Государственном театре наций. Среди его ролей — Верховенский в спектакле «Бесы. Сцены из жизни Николая Ставрогина», Жюльен в постановке «Коломба, или Марш на сцену», Громов из «Палаты №6», Люченцио в «Укрощении строптивой». В 2014 он дебютировал в кино, снявшись в фильме Андрея Эшпая «Куприн. Впотьмах». 27–29 июля Дом Культуры ВДНХ Начало в 20:00 Премьера. Роман Шаляпин. «Все оттенки Черного» В своем спектакле режиссер Роман Шаляпин и заслуженный артист РФ Владимир Еремин виртуозно и глубоко обнажают острые углы в творчестве поэта, показывая, насколько сильно оно резонирует с современностью. Началось все с того, что в 1880 в Одессе родился мальчик, которого назвали Александром Гликбергом. Многие творческие люди, появившиеся на свет в этом городе, говорили, что Одесса повлияла на их судьбу, наложила на их личность особый отпечаток, и этот мальчик не стал исключением. Когда он вырос, то начал писать лирико-сатирические фельетоны и другие стихи уже под именем Саша Черный. 2–4 августа Зеленый театр. Cцена на воде Начало в 20:00 Gravity Theatre (Италия) «Aria» Спектакль «Aria» итальянского режиссера Эмилиано Пеллисари, построенный на игре телодвижений и уникальной работе машинерии, стал одним из самых популярных в Европе. Постановка в стилистике итальянского барокко возрождает традицию «театра чуда», где появляются необычные образы, с которыми происходят неожиданные метаморфозы, а герои не только ходят по сцене, но и в буквальном смысле слова заполняют собой все пространство. Шоу, в котором цирковые трюки, классическая музыка, танец и театр сплетаются в единое целое, впервые будет показано в России. Придумавший его Эмилиано Пеллисари — не только режиссер, но также сценарист, видеодизайнер, иллюзионист и хореограф. И в этом спектакле ему удалось максимально ярко объединить и продемонстрировать все стороны своего таланта. Так называемый «театр чуда» родился в Италии в эпоху Возрождения, когда в Риме, Милане и Флоренции стали появляться театральные мастерские, а инженеры вручную строили необыкновенные машины. Благодаря сочетанию артистического таланта с техническими возможностями и возникла новая театральная форма. Пеллисари долго изучал сценическое пространство Ренессанса, гораздо более древний эллинистический театр, а также механические изобретения XVII века. Вдохновившись всем этим, он создает настоящую магию на площадке. Вокальные партии исполняют два молодых певца — контртенор Ангело Бонаццоли и сопрано Сюзан Бунгард. 31 июля — 1 августа Главная аллея Les Plasticiens Volants (Франция) «Космическая Одиссея» «Космическая Одиссея» французского театра Les Plasticiens Volants — это парад невероятных по форме, цветам и размерам фантастических фигур, которые движутся по земле между людьми и парят в воздухе. Специально ко дню рождения ВДНХ 1 августа будет подготовлена особая постановка. Это история о путешествиях во вселенной, сказочных приключениях звезд и планет. Домом Les Plasticiens Volants стал старый кожевенный завод в Тарне, который после реставрации превратился в настоящую фабрику чудес. Придумывая свои фигуры, самые большие из которых достигают 20 с лишним метров в длину, создатели театра дают волю фантазии. Волшебники практикуют уже больше сорока лет, и за это время их театр вошел в элиту мирового искусства. Они делали свои шоу для церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Барселоне, Сочи и Сиднее, открытия тоннеля под Ла-Маншем, шоу финала Лиги Чемпионов во Франции и других крупнейших мировых событий. На фестивале «Вдохновение» в 2015 году «воланы» представляли шоу «Жемчужина». Это была романтическая фантасмагория о жизни морских обитателей, где формы летающих фигур тонко и необычно объединялись с архитектурой центральной аллеи ВДНХ. В этом году гостей ждет совсем другая, не менее впечатляющая история, в которой будет задействовано более 35 воздушных объектов. 20–29 июля Павильон №69 Время показов: 11:30–20:30 Rimini Protokoll (Германия). «Situation Rooms» Situation Rooms — это не просто спектакль. Это иммерсивный проект немецкой компании Rimini Protokoll, который родился из большого социального исследования-эксперимента. В нем показаны истории 20 героев из самых разных стран, которым в том или ином виде пришлось столкнуться с войной. Погрузившись в атмосферу происходящего, встав на место героя, зрители смогут узнать, что они пережили. Одна из главных целей социальных проектов, которые создают Rimini Protokoll, — сделать так, чтобы люди не оставались равнодушными к происходящему в мире и вокруг них, подтолкнуть их к тому, чтобы они начали искать решение. Война — это самое страшное, что может случиться с человечеством. Это то, что несет только разрушение и смерть. И это то, что было в истории каждой страны. Это часть прошлого, где-то — и настоящего. Каждый должен делать все, что в его силах, чтобы предотвратить ее возникновение. А для этого надо погрузиться и понять. Когда герои начинают свой рассказ, зрители видят движущиеся изображения и идут вперед по виртуальному лабиринту, используя планшет. И таким образом из наблюдателей они становятся участниками — героями происходящего, проходя через разные комнаты — те самые «Situation Rooms». 27–29 июля Площадь промышленности Generik Vapeur (Франция) «Waterlitz» Кого-то вдохновляют природные красоты, других — махины заводов и урбанистические постройки. Главным «героем» спектакля Waterlitz театра Generik Vapeur становится гигантская конструкция 19-метровой высоты из 8 морских контейнеров, которая оживет на глазах у зрителей. Что остается от морских пейзажей больших портов? Уличный театр Générik Vapeur — это детище рок-певицы Кати Аврам и артиста и режиссера Пьера Бертело, созданный 35 лет назад. Это трафик артистов и техники, репертуарные спектакли и постановки на один день, созданные в урбанистических декорациях. Это необычное сочетание воздушного перфоманса, видеоарта, различных типов конструкций, театрального и музыкального искусства. В труппе — около 20 артистов, владеющих самыми разными творческими и механическими навыками. Их шоу специально созданы для городского или уличного пространства. Они видят красоту в промышленных объектах, слышат музыку в стуке колес, в ударах молота по наковальне. В спектакле «Waterlitz» зрители увидят фантастический сценический объект, который оживает и рассказывает свою удивительную историю. 20 июля — 5 августа Главная аллея Ксения Перетрухина. «Театр зрителя» Ксения Перетрухина создает пространство-лабораторию, в которой каждый зритель сам становится актером, может сыграть ту или иную роль, провести эксперимент над собой и окружающим миром. На территории центральной аллеи ВДНХ будет расположено несколько интерактивных объектов — театральных зрительных залов разной конфигурации. Они и станут полем для творческих опытов. Модель театра сама по себе позволяет человеку выйти за рамки дозволенного, попробовать себя в новом качестве, побыть кем-то другим или наоборот — раскрыть себя настоящего. На импровизированной сцене каждый сам волен выбирать свою роль, решать, надевать ли ему маску или открываться людям и миру. Проект Ксении Перетрухиной дает возможность каждому гостю фестиваля сделать свой выбор. Поднявшись на трибуну Тотального театра у фонтана «Дружба народов», можно будет понаблюдать за жизнью города, ощутить ее поток и себя в нем, зафиксировать момент «здесь и сейчас», что так редко удается сделать в круговерти дел и событий. Здесь уместна аналогия с Гамлетом: человеку предлагается роль рефлексирующего героя, который пытается установить в одной точке связь времен. В Горизонтальном театре неподалеку от фонтана «Каменный цветок» будут беспорядочно расставлены стулья, на каждом из которых будет написана небольшая инструкция, мотивирующая гостей начать творчески осваивать пространство. Каждый зритель здесь станет одновременно и наблюдающим, и объектом наблюдения. Из этой истории по внутреннему импульсу участников могут рождаться внезапные перфомансы, спонтанные спектакли. Внутри архитектурной группы фонтана «Дружба народов» расположатся «Карманный театр», в котором люди смогут изучить содержимое своих карманов и придумать мини-спектакль с этими предметами, и «Театр одного зрителя»: в нем можно будет выступить с песней, признаться в любви или поставить моноспектакль. 3–4 августа 2018 года Дом культуры ВДНХ (строение №84) Людмила Петрушевская «Юбилейное кабаре» Людмила Петрушевская // фото: Дмитрий Горячкин В год своего 80-летия выдающийся российский драматург и писатель Людмила Стефановна Петрушевская выйдет на сцену Дома Культуры ВДНХ в цикле «Имена» с программой «Юбилейное Кабаре». На своем шоу Людмила Стефановна меняет образы, как перчатки, превращаясь то в Марлен Дитрих, то в Эдит Пиаф, то в самоуверенную старушку — грозу «гаишников», а то и в девочку-сиротку. Все это под органичный аккомпанемент оркестра «Керосин». На фестивале в программе Петрушевской прозвучат не только песни, но и ее тексты, емкие и лаконичные. Людмила Петрушевская начала выступать в жанре кабаре незадолго до своего предыдущего юбилея, чем всерьез поразила своих поклонников и тех, кто чтению предпочитает слушание. С тех пор Людмила Стефановна обрела целую толпу почитателей, которые знают ее прежде всего как певицу, а о ее писательских делах даже не подозревали. С тех пор вышло три альбома, два из них тиражом около 100 тыс. копий каждый, и эти пластинки обратили читателей журнала «Сноб» и примкнувших к ним друзей и знакомых (альбомы были выпущены вместе с журналом) в новую музыкальную веру. Когда Петрушевская показала свое «Кабаре» в разных частях света (от Нью-Йорка до Будапешта, от Сан-Паулу до Лондона, от Одессы до Южно-Сахалинска) и выступила на важных площадках в Москве и Петербурге (от Дома музыки до «16 тонн», от ЦДХ до концертного зала «У Финляндского вокзала»), стало понятно: у немногочисленных исполнителей кабаретного жанра в России появился могучий конкурент.