«Пегий пёс» на омской сцене. «Студия» Ермолаевой» откроет сезон премьерой
Одно из самых популярных произведений великого советского писателя Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря» поставили в этом сезоне в театре «Студия» Любови Ермолаевой». Кто такие нивхи Эту повесть Айтматов написал ещё в 1977 году, она переведена на 140 языков мира. Герои произведения – представители маленькой северной народности нивхов, поклоняющиеся Великой Рыбе-женщине, прародительнице человеческого рода. Сам писатель рассказывал, как у него получился «Пегий пёс»: «Я знаком с самым первым писателем этой народности Владимиром Санги. Он рассказал, как семилетним мальчиком вместе со взрослыми выехал в море на охоту. Они попали в густой туман и потеряли ориентировку. По истечении двух дней, когда они потеряли всякую надежду на спасение, они увидели пролетающую птицу и взяли курс по направлению ее полета. Спустя некоторое время была обнаружена земля! Это событие было взято мною за основу». В реальной истории, рассказанной Айтматову, все остались живы. Писатель же добавил драматизма, и в его повести спасается лишь ребёнок, который в конце концов добирается до Пегого пса – горы, что охраняет залив, где живут нивхи. Драматизмом этой истории или чем-то ещё, но повесть вновь и вновь привлекает читателей и драматургов. По ней снят фильм, поставлены спектакли. Однако передать неповторимый айтматовский стиль, его сильнейший по воздействию на читателя слог - это очень непросто. Текст сохранили Худрук театра и режиссёр постановки Наталья Корлякова признаётся, что долго обдумывала, как подойти к этому произведению и и в итоге решила оставить довольно много авторского текста. «Просто взять сюжет произведения, потеряешь много других планов, - говорит Наталья Григорьевна. – Поэтому мы решились оставить авторский текст, который читает мастер художественного слова Лариса Дубинина». По словам Натальи Корляковой, ей даже не надо было сильно раздумывать, кого приглашать на главные мужские роли: эта четвёрка подобралась словно сама. И действительно, актёрский квартет из Дмитрия Жалнова, Евгения Сизова, Игоря Школина и Виталия Сосой так искренен! Сидя в зрительном зале, настолько веришь каждому их слову, что иной раз забываешь, что ты в театре – как будто ты сам там, среди нивхов, видишь и Великую Рыбу-женщину, и сову агугук, и того самого Пегого пса, к которому так надо попасть мальчику Кирику. Трогательный и мужественный, отчаявшийся, любящий и из-за этого решившийся на самое страшное – каждый из героев-старших поднимает бурю в душе зрителя. Но красной нитью проходит история про мальчика, который, пройдя через страдания, становится мужчиной. Тяжёлый путь. Сострадание и понимание заставляет задуматься: «А я бы так смог?». Дополненная реальность Великолепным дополнением к этой четверке является ведущая: Лариса Дубинина на первый взгляд кажется отстранённой, но потом ты идёшь за её голосом, погружаясь в историю, и каждый звук её попадает в самое сердце. Хороши и женские роли – словно оттеняя историю, рассказанную в «Пегом псе», они прекрасно её дополняют. Это одновременно и реальность, и сказание, и трагедия. Что касается сценографии и хореографии – работа была проделана великолепная. Каждое движение девушек отточено, ничего лишнего, но всё в тему. А огромный бубен на заднике, который и небо, и море, и уход... Словами не передать, это надо видеть. Как рассказала режиссёр, над спектаклем работали почти год. К сожалению, сегодня во многих театрах спектакли ставятся очень быстро, буквально за пару недель, и это потом видно зрителю. А здесь как раз замечаешь отточенность реплик и действий, точное попадание в цель. Думается, у «Пса» в Ермолаевой будет долгая жизнь. Театр откроет новый сезон осенью 2018 года именно этим спектаклем. Верится, что в зале не будет свободных мест. «Если после спектакля люди пойдут читать Айтматова, это будет самый лучший результат нашей работы», - говорит Наталья Корлякова.