Никита Владимиров: «Скоро у нас появится киножемчужина уровня “Крестного отца”»
Продюсер выпустил в прокат ироничную мелодраму «Карп отмороженный» с Мариной Нееловой, Евгением Мироновым и своей бабушкой, Алисой Фрейндлих. На ММКФ картина получила приз зрительских симпатий. Мы попросили Никиту Владимирова сформулировать для нас профессиональный манифест и вангуем продюсеру пост министра кино и театра. Глава 1: Кино Еще до того, как я погрузился в работу генерального продюсера, у меня был опыт участия в съемках фильмов на разных должностях: в мои обязанности входило все — от выполнения мелких поручений до решения важных оргвопросов. Единственное, чем я не увлекался серьезно, так это актерской профессией, потому что не чувствовал в ней внутреннего полета. А вот процесс продюсирования дает мне драйв, ведь это «коктейль Молотова» из математики и творчества. Со всей ответственностью могу сказать: с кино в России сейчас все хорошо и для любого желающего заявить о себе существует масса возможностей — появилась индустрия, и она функционирует как организм, пусть и неокрепший. Министерство культуры поддерживает ее, выделяя субсидии. Глобально, большинство участников рынка сейчас стремится делать качественный «продукт», поэтому и появляются такие фильмы, как «Движение вверх» — в результате высокого профессионализма участников съемок этот проект обрел художественную наполненность и энергию. Если так пойдет и дальше, то скоро у нас появится киножемчужина уровня «Крестного отца». Дело надо делать, господа! Рынок растет, но государственные средства не резиновые — стоит начать думать, какими еще способами можно поддерживать кино. Мне кажется, «Ленфильм» занимает очень правильную позицию. Студия готова быть партнером в хороших проектах и участвовать в них камерами, декорациями, костюмами — одним словом, материально-технической базой. Если перевести в деньги эту часть производства, то такая помощь становится серьезным подспорьем. Кстати, нефинансовые вложения более эффективны, потому что Министерство культуры не всегда может отследить использование бюджетов, которые попадают к продюсерам. Без дотаций кино не может существовать, но я бы распределял деньги не так, как сейчас принято, — пусть бюджеты на каждый проект будут меньше, но они достанутся большему количеству компаний. Это сможет повысить качество индустрии. Сейчас государство регулярно поддерживает проекты в частичном формате — по схеме привлечения бизнес-инвестиций строятся дороги, спорткомплексы, гостиницы, и кино тоже может быть в этом списке. Мне четыре раза Министерство культуры отказывало в поддержке, поэтому я был вынужден искать дополнительные способы снимать фильмы и могу сказать, что они есть! Надо просто быть активным. Многие ждут, когда им отгрузят деньги, а если их не дают, начинают кричать, будто кино находится в упадке и все прогнило. Отличительная черта деятелей искусства в том, что они думают, будто являются единственной проблемой в стране и мир должен вращаться вокруг них. Это, к счастью, не так. «Дело надо делать, господа!», как говорил великий Олег Павлович Табаков. Глава 2: Театр В театре дела обстоят не так хорошо. Если даже в дотируемом кино есть конкуренция и частные компании соревнуются друг с другом за зрителя, то здесь такого соревнования почти нет. У нас очень мало частных продюсерских центров, а девяносто процентов театров — государственные, и им просто не надо бороться за свою публику. Если кто-то сделает ужасный спектакль, на который практически никто не придет, театр все равно получит из бюджета свои деньги, поэтому так часто сегодня в зале можно умереть от скуки. Мало руководителей в театре понимает, что такое зритель и как с ним работать. Кроме этого, нет маркетинга и PR. Если проводить аналогии с кино, то напрашиваются недавние хорошие примеры некоммерческих фильмов «не для попкорна»: абсолютно авторские ленты «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Довлатов» Алексея Германа-младшего. В обоих случаях продюсеры поняли свою аудиторию, провели для нее рекламную кампанию и в результате получили высокие оценки и кассы. А у администраций театров просто другая задача: отчитаться перед государством, а все остальное им и не нужно. Я думаю, выход есть. Нашу консервативную машину надо переводить на систему поддержки в стиле современной киноиндустрии: есть конкурентоспособный проект — значит, есть деньги. Исключения могут составить крупные значимые театры, которым не обойтись без государственных дотаций, и театры в регионах — они несут важную социальную функцию. В портфеле продюсера Владимирова мюзикл «Летучий корабль», в котором за режиссуру и хореографию отвечал Егор Дружинин, и четыре спектакля по пьесам Ивана Вырыпаева: «Иллюзии» поставил Войцех Урбаньски, «Летние осы кусают нас даже в ноябре» — Александр Баргман, «Солнечная линия» — в версиях Виктора Рыжакова и Евгении Беркович. Никита также продюсировал музыкально-театрализованный проект Леонида Парфенова «Главные песни о старом». «Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии «ТОП50 Самые знаменитые люди Петербурга 2018»: главный универмаг Петербурга ДЛТ, Испанский Ювелирный Дом TOUS, Nespresso МЕСТО СЪЕМКИ Доходный дом Соловейчика Ул. Пестеля, 7 При возведении дома для статского советника Михаила Соловейчика академик архитектуры и знаток итальянского Ренессанса Мариан Лялевич вдохновлялся наследием Андреа Палладио: ордер, охватывающий четыре этажа, и статуи Венеры и Марса — практически прямое цитирование Палаццо дель Капитанио в Виченце. Благодарим Людмилу Дергунову и Нафана Лонгана за помощь в организации съемки Текст: Ольга Угарова Фото: Алексей Сорпов, Иван Смелов Стиль: Эльмира Тулебаева Прическа: Гаянэ Оганесян (Park by Osipchuk)