Каковы новые веяния в белорусском рэпе
Хип-хоп исполнитель и битмейкер из Минска Murovei на своем новом альбоме «Мрачный сезон» довольно радикально «освежил» звук, ожидаемым образом вызвав неудовольствие у части своих фанатов, которые в штыки воспринимают автотюн и трэп-биты и требуют теперь в соцсетях артиста «вернуть андер». Между тем, в отличие от какого-нибудь Джонибоя, флоу Murovei как родной ложится на современный трэп и все, что около. Однако это не отменяет настоящую проблему «Мрачного сезона» — сейчас рэперу, кажется, совершенно нечего сказать. Главный хит альбома — несомненно, сюрреалистический трек «Яблочное дерево» с его мелодичным и привязчивым припевом от monkeradeou?. «В кармане ноль, к ним я прибавляю боль — заворачиваю всё это в то, что зовут любовь», — читает Murovei. Трек по смысловой нагрузке вызывает в голове очевидные ассоциации со старой песней «Аквариума» «Дерево», в которой речь идет примерно о том же самом и использована та же прозрачная метафора. Открывает же «Мрачный сезон» тоже довольно симпатичный трек «Фиолетовый платок» с лунатическим отрывком из «Avril 14th» Aphex Twin, который ранее не семплировал только ленивый хип-хоп артист (самый известный пример — «Blame Game» Канье Уэста). «Все проблемы — это сон, я ныряю в эту ночь словно молодой бог», — читает здесь тот жеmonkeradeou?, вновь отвечающий за хук. Побег от постылой реальности посредством творчества, путешествий и любви — эта тема постоянно возникает на альбоме минского рэпера. Следом за «Фиолетовым платком» идет тот самый дуэт с Кизару, за который Murovei больше всего и досталось от поклонников. По сути это все тот же старый добрый рэп про рэп. «С вами простой человек, а не супермен, он чувствует боль и смеется», — говорит Murovei, и поневоле проникаешься симпатией от столь несвойственной для рэпера скромности, которой особенно недостает представителям новой школы. Расслабленную атмосферу альбома сильно портит первый сингл с релиза «В пути» — провальная попытка Murovei написать бэнгер. Рэпер явно поставил себе именно такую задачу, но инструментал на поверку оказался невнятным, а навязчивый хук «Я в пути, я в пути» не вызывает ничего другого, кроме раздражения. Еще один неприятный момент на альбоме — трек «Зима», на котором зашкаливает количество банальностей и общих мест. «Вот и февраль, весна, немного жаль — сердце бьется как хрусталь», — вся песня состоит из подобных рандомных фраз, словно взятых из учебного словаря для написания архитипических поп-песен. Завершается альбом фитом с VibeTGK «На луне» — и это единственный трек на всем альбоме с олдскульным битом. «У ног моих резво закрутится пес, он знает, что скоро подтянется поезд. На небе лишь парочка белых полос», — читает Murovei. Проверенный подход «Что вижу, о том пою», свойственный минскому рэперу и «тру рэпу» старой школы «про жизнь» в целом, Murovei подкрепляет на альбоме глубокомысленными размышлениями, не блещущими особой оригинальностью. Поклонники, несомненно, зря ругают Murovei — несмотря на новый саунд, минский рэпер не изменил себе и читает все о том же, о чем и раньше, однако делает это не так ярко, как мог бы. Исполнителя отличает от большинства русскоязычных рэперов отсутствие агрессии как в текстах, так и в плане продакшена. «Мрачный сезон» по большей части состоит из медитативных и обаятельных, но совершенно необязательных треков, которые совершенно на оседают в памяти и забываются через пять минут после прослушивания. Но для вечерних прогулок по вашему спальному району — вполне сойдет.