Войти в почту

Фестиваль-конкурс комедий в Красноярске: итоги

Организационные условия требовали финансовых вложений, поэтому не все сибирские театры участвовали в конкурсе. Кто-то, к тому же, в конце июня уже закрыл сезон, кто-то проводил свой фестиваль, кто-то не нашел в своем репертуаре пользующуюся стабильной зрительской популярностью комедию. Поддержанный спонсорской помощью компании "Полюс" (да что коммерсантам честь и хвала!), фестиваль собрал свою афишу из спектаклей шести театров. В ней не было чего-то экзотического или необычного, разве что "Вишневый сад" А. Чехова, отнесенный к комедиям авторской волей вопреки исторической традиции постановок. Но, к счастью, "знойных мамочек", "опасных теток" и "шикарных свадеб" тоже не было. Красноярский драматический театр имени Пушкина открывал фестиваль "Покровскими воротами" Леонида Зорина. Режиссер спектакля Олег Рыбкин счастливо миновал искушение сыграть театральную кальку известного фильма Михаила Казакова, прочно печатавшегося в нашу память знаменитыми фразами и интонациями Леонида Броневого, Анатолия Равиковича, Олега Меньшикова и Инны Ульяновой. Минималистическая декорация Игоря Капитанова, лишенная подробных и подлинных примет советских 50-х, изящно, но точно обозначала места действия – каток, больничный скверик или большую московскую коммунальную квартиру, в которой тонкие, спускающиеся сверху, двери отдельных комнат даже и не были призваны изолировать жильцов. По сцене кружил маленький синий троллейбус, а на экране, запечатленные хроникой, улыбчивые москвичи радостно встречали гостей Международного фестиваля молодежи и студентов. Казалось, что его карнавальная праздничность отразилась не только в общем радостном тоне спектакля, но и в нарядных, с буйством насыщенных цветов, неожиданностью сочетаний узоров и расцветок костюмах действующих лиц. Также ярко и темпераментно, больше акцентируя внешнюю динамику, но, безусловно, нежно любя своих забавных, но не современных героев, играли и артисты. Пойдя вопреки расхожей нынче привычке острого сатирического изображения советского прошлого, "Покровские ворота" Рыбкина явили собой образец чистого и качественного жанрового театра и завоевали Гран-при фестиваля. Фото: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина Приза "За лучшую женскую роль" была удостоена Олеся Казанцева, сыгравшая Дину Федоровну в спектакле Томского театра драмы "Пришел мужчина к женщине" С.Злотникова. Дебютные пьесы Злотникова были впервые поставлены на сцене театра Комедии им.Н.П.Акимова еще в 1977 году. Но даже тогда своим сложным психологизмом и непрямым, небанальным, почти абсурдистским юмором они кардинально отличались от страшно популярных экзерсисов мэтров тогдашней комедии Б.Рацера и В. Константинова, которые сегодняшний театр благополучно позабыл. А пьесы Злотникова в репертуаре не редкость: какую-то особую правду о взаимоотношениях мужчины и женщины он знал. Поэтому и сегодня, чуть подсмеиваясь, мы достаточно искренне сопереживаем этим отчаянным попыткам сильных, самостоятельных, самодостаточных (героиня Олеси Казанцевой еще и обаятельна и красива) женщин избавиться от одиночества и обрести семейное счастье. Современные авторы комедию не жалуют. Хотя было бы любопытно и для фестивальной программы логично попробовать хотя бы в форме лабораторных читок собрать воедино все существующие "попытки полета". Или — что совсем правильно — сочинить конкурс пьес. Есть, конечно, некое опасение, что, проводимый в рамках фестиваля "Зрительский успех" драматургический конкурс откроет шлюз потоку кассовых антрепризных комедий, но тут уж придется всерьез поработать экспертам - отборщикам. Вообще, отбор — это ахиллесова пята многих театральных проектов. Вот, к примеру, спектакли "Укрощение строптивой" У.Шекспира Алтайского краевого театра драмы им В.М.Шукшина и " Безумный день или Женитьба Фигаро" П.Бомарше омской "Галерки", отвечавшие на фестивале за интерпретацию зарубежной комедии, и очевидно имеющие на своей сцене успех у публики, были похожи как близнецы и, увы, демонстрировали совершенно " общее выражение лица". В некоей прекрасной полусказочной стране, в некое далекое изящное время, облаченные в условно-исторические разноцветные наряды герои на фоне громко звучащих арий итальянских опер темпераментно обменивались остроумными репликами. Почему правда человеческих чувств и переживаний не вменялась им режиссерской волей, оставалось загадкой. Но фабула пьесы Бомарше была изложена более внятно, а быть может, она просто более знакома публике, поэтому Приз зрительских симпатий, кстати, по итогам достаточно активного голосования, вручили "Галерке". А вот "Вишневый сад" Андрея Прикотенко Новосибирского театра "Старый дом" наоборот, был неожиданен и оригинален. И, среди многих его достоинств, главное — непохожесть на "настоящие чеховские спектакли". Дело даже не в том, что режиссер свободно обошелся с текстом, сильно сократив его, а некоторые фрагменты просто переписав, и облек сложный чеховский драматизм в острую фарсовую форму. И не в том, что художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили сочинила вьюгу из вишневых лепестков, засыпающую красивое, но пустое( в нем из вещей только старый диван да разбросанные всюду шары), пространство беспечной жизни этих беззаботных и чудаковатых людей, наряженных в диковинные, почти клоунские, костюмы. Дело в том, как роль Лопахина играет Анатолий Григорьев, как выразительна и отчетлива его отличность, отдельность, несовпадение с другими. Лопахин — нервный, озлобленный, хриплоголосый: то ли бандит из подворотни, то ли люмпен с окраины , такие как он, сбившись в кучу, с битами ходят громить овощные палатки кавказских торговцев — на какие-то шальные деньги купил вишневый сад из желания вырваться из потемок своей жизни. Но не пригодился никому – не нужен. Его порыв был искренен, отчаяние – трагично. Присуждение Анатолию Григорьеву Приза "За лучшую мужскую роль" на комедийном фестивале было, конечно, чуть парадоксальным, но совершенно справедливым. Фото: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина Формату красноярского фестиваля спектакль Минусинского драматического театра "Тестостерон" (режиссер Алексей Песегов) соответствовал стопроцентно. Легкая, смешная, маркированная 18+ , современная польская пьеса, в которой семеро разгневанных мужчин за рюмкой водки откровенно беседуют о женском поле, о половой поведенческой разнице людей и животных , обречена на успех. Действие к тому же происходит в баре, где есть гитара и ударные — поэтому периодически яростные баталии прерываются исполненным вживую польским шансоном. Очень позитивное, развлекательное зрелище – почему нет? Разные мужские типы – альфа-самец, подкаблучник, ученый-зануда, простак-недотепа, забияка, романтик — сыграны артистами точно, с подробной психологической нюансировкой и куражом. Жюри учредило для "Тестостерона" специальный приз – "За лучший актерский ансамбль" То, что с тематикой фестиваля Красноярский театр драмы угадал, было ясно еще и до его начала – билеты разлетелись мгновенно. Да и фактически, сколько бы в кулуарах скептики не осуждали идеологию, название или афишу конкурса, зрители вполне удовлетворились показанными в эти жаркие летние дни спектаклями. Станем надеяться на то, что Первый региональный фестиваль-конкурс комедий "Зрительский успех" будет иметь продолжение, расширит географические границы, приобретет ценителей и почитателей.

Фестиваль-конкурс комедий в Красноярске: итоги
© Ревизор.ru