Ещё

Фестиваль-конкурс комедий в Красноярске: итоги 

Фестиваль-конкурс комедий в Красноярске: итоги
Фото: Ревизор.ru
Организационные условия требовали финансовых вложений, поэтому не все сибирские театры участвовали в конкурсе. Кто-то, к тому же, в конце июня уже закрыл сезон, кто-то проводил свой фестиваль, кто-то не нашел в своем репертуаре пользующуюся стабильной зрительской популярностью комедию. Поддержанный спонсорской помощью компании «Полюс» (да что коммерсантам честь и хвала!), фестиваль собрал свою афишу из спектаклей шести театров. В ней не было чего-то экзотического или необычного, разве что «Вишневый сад» А. Чехова, отнесенный к комедиям авторской волей вопреки исторической традиции постановок. Но, к счастью, «знойных мамочек», «опасных теток» и «шикарных свадеб» тоже не было.
Красноярский драматический театр имени Пушкина открывал фестиваль «Покровскими воротами» . Режиссер спектакля счастливо миновал искушение сыграть театральную кальку известного фильма , прочно печатавшегося в нашу память знаменитыми фразами и интонациями Леонида Броневого, , и . Минималистическая декорация Игоря Капитанова, лишенная подробных и подлинных примет советских 50-х, изящно, но точно обозначала места действия — каток, больничный скверик или большую московскую коммунальную квартиру, в которой тонкие, спускающиеся сверху, двери отдельных комнат даже и не были призваны изолировать жильцов. По сцене кружил маленький синий троллейбус, а на экране, запечатленные хроникой, улыбчивые москвичи радостно встречали гостей Международного фестиваля молодежи и студентов. Казалось, что его карнавальная праздничность отразилась не только в общем радостном тоне спектакля, но и в нарядных, с буйством насыщенных цветов, неожиданностью сочетаний узоров и расцветок костюмах действующих лиц. Также ярко и темпераментно, больше акцентируя внешнюю динамику, но, безусловно, нежно любя своих забавных, но не современных героев, играли и артисты. Пойдя вопреки расхожей нынче привычке острого сатирического изображения советского прошлого, «Покровские ворота» Рыбкина явили собой образец чистого и качественного жанрового театра и завоевали Гран-при фестиваля. Фото: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Приза «За лучшую женскую роль» была удостоена Олеся Казанцева, сыгравшая Дину Федоровну в спектакле Томского театра драмы «Пришел мужчина к женщине» С. Злотникова. Дебютные пьесы Злотникова были впервые поставлены на сцене театра Комедии им. Н. П. Акимова еще в 1977 году. Но даже тогда своим сложным психологизмом и непрямым, небанальным, почти абсурдистским юмором они кардинально отличались от страшно популярных экзерсисов мэтров тогдашней комедии Б. Рацера и В. Константинова, которые сегодняшний театр благополучно позабыл. А пьесы Злотникова в репертуаре не редкость: какую-то особую правду о взаимоотношениях мужчины и женщины он знал. Поэтому и сегодня, чуть подсмеиваясь, мы достаточно искренне сопереживаем этим отчаянным попыткам сильных, самостоятельных, самодостаточных (героиня Олеси Казанцевой еще и обаятельна и красива) женщин избавиться от одиночества и обрести семейное счастье.
Современные авторы комедию не жалуют. Хотя было бы любопытно и для фестивальной программы логично попробовать хотя бы в форме лабораторных читок собрать воедино все существующие «попытки полета». Или — что совсем правильно — сочинить конкурс пьес. Есть, конечно, некое опасение, что, проводимый в рамках фестиваля «Зрительский успех» драматургический конкурс откроет шлюз потоку кассовых антрепризных комедий, но тут уж придется всерьез поработать экспертам — отборщикам. Вообще, отбор — это ахиллесова пята многих театральных проектов. Вот, к примеру, спектакли «Укрощение строптивой» У. Шекспира Алтайского краевого театра драмы им В. М. Шукшина и " Безумный день или Женитьба Фигаро" П. Бомарше омской «Галерки», отвечавшие на фестивале за интерпретацию зарубежной комедии, и очевидно имеющие на своей сцене успех у публики, были похожи как близнецы и, увы, демонстрировали совершенно " общее выражение лица". В некоей прекрасной полусказочной стране, в некое далекое изящное время, облаченные в условно-исторические разноцветные наряды герои на фоне громко звучащих арий итальянских опер темпераментно обменивались остроумными репликами. Почему правда человеческих чувств и переживаний не вменялась им режиссерской волей, оставалось загадкой. Но фабула пьесы Бомарше была изложена более внятно, а быть может, она просто более знакома публике, поэтому Приз зрительских симпатий, кстати, по итогам достаточно активного голосования, вручили «Галерке».
А вот «Вишневый сад» Новосибирского театра «Старый дом» наоборот, был неожиданен и оригинален. И, среди многих его достоинств, главное — непохожесть на «настоящие чеховские спектакли». Дело даже не в том, что режиссер свободно обошелся с текстом, сильно сократив его, а некоторые фрагменты просто переписав, и облек сложный чеховский драматизм в острую фарсовую форму. И не в том, что художник-постановщик сочинила вьюгу из вишневых лепестков, засыпающую красивое, но пустое (в нем из вещей только старый диван да разбросанные всюду шары), пространство беспечной жизни этих беззаботных и чудаковатых людей, наряженных в диковинные, почти клоунские, костюмы. Дело в том, как роль Лопахина играет , как выразительна и отчетлива его отличность, отдельность, несовпадение с другими. Лопахин — нервный, озлобленный, хриплоголосый: то ли бандит из подворотни, то ли люмпен с окраины, такие как он, сбившись в кучу, с битами ходят громить овощные палатки кавказских торговцев — на какие-то шальные деньги купил вишневый сад из желания вырваться из потемок своей жизни. Но не пригодился никому — не нужен. Его порыв был искренен, отчаяние — трагично. Присуждение Анатолию Григорьеву Приза «За лучшую мужскую роль» на комедийном фестивале было, конечно, чуть парадоксальным, но совершенно справедливым. Фото: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Формату красноярского фестиваля спектакль Минусинского драматического театра «Тестостерон» (режиссер ) соответствовал стопроцентно. Легкая, смешная, маркированная 18+, современная польская пьеса, в которой семеро разгневанных мужчин за рюмкой водки откровенно беседуют о женском поле, о половой поведенческой разнице людей и животных, обречена на успех. Действие к тому же происходит в баре, где есть гитара и ударные — поэтому периодически яростные баталии прерываются исполненным вживую польским шансоном. Очень позитивное, развлекательное зрелище — почему нет? Разные мужские типы — альфа-самец, подкаблучник, ученый-зануда, простак-недотепа, забияка, романтик — сыграны артистами точно, с подробной психологической нюансировкой и куражом. Жюри учредило для «Тестостерона» специальный приз — «За лучший актерский ансамбль»
То, что с тематикой фестиваля Красноярский театр драмы угадал, было ясно еще и до его начала — билеты разлетелись мгновенно. Да и фактически, сколько бы в кулуарах скептики не осуждали идеологию, название или афишу конкурса, зрители вполне удовлетворились показанными в эти жаркие летние дни спектаклями. Станем надеяться на то, что Первый региональный фестиваль-конкурс комедий «Зрительский успех» будет иметь продолжение, расширит географические границы, приобретет ценителей и почитателей.
Видео дня. История красавицы, 25 лет просидевшей взаперти
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео