Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Фестиваль-конкурс комедий в Красноярске: итоги

Организационные условия требовали финансовых вложений, поэтому не все сибирские театры участвовали в конкурсе. Кто-то, к тому же, в конце июня уже закрыл сезон, кто-то проводил свой фестиваль, кто-то не нашел в своем репертуаре пользующуюся стабильной зрительской популярностью комедию. Поддержанный спонсорской помощью компании "Полюс" (да что коммерсантам честь и хвала!), фестиваль собрал свою афишу из спектаклей шести театров. В ней не было чего-то экзотического или необычного, разве что "Вишневый сад" А. Чехова, отнесенный к комедиям авторской волей вопреки исторической традиции постановок. Но, к счастью, "знойных мамочек", "опасных теток" и "шикарных свадеб" тоже не было.
Фестиваль-конкурс комедий в Красноярске: итоги
Фото: Ревизор.ruРевизор.ru
Красноярский драматический театр имени Пушкина открывал фестиваль "Покровскими воротами" . Режиссер спектакля счастливо миновал искушение сыграть театральную кальку известного фильма , прочно печатавшегося в нашу память знаменитыми фразами и интонациями Леонида Броневого, , и . Минималистическая декорация Игоря Капитанова, лишенная подробных и подлинных примет советских 50-х, изящно, но точно обозначала места действия – каток, больничный скверик или большую московскую коммунальную квартиру, в которой тонкие, спускающиеся сверху, двери отдельных комнат даже и не были призваны изолировать жильцов. По сцене кружил маленький синий троллейбус, а на экране, запечатленные хроникой, улыбчивые москвичи радостно встречали гостей Международного фестиваля молодежи и студентов. Казалось, что его карнавальная праздничность отразилась не только в общем радостном тоне спектакля, но и в нарядных, с буйством насыщенных цветов, неожиданностью сочетаний узоров и расцветок костюмах действующих лиц. Также ярко и темпераментно, больше акцентируя внешнюю динамику, но, безусловно, нежно любя своих забавных, но не современных героев, играли и артисты. Пойдя вопреки расхожей нынче привычке острого сатирического изображения советского прошлого, "Покровские ворота" Рыбкина явили собой образец чистого и качественного жанрового театра и завоевали Гран-при фестиваля. Фото: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Видео дня
Приза "За лучшую женскую роль" была удостоена Олеся Казанцева, сыгравшая Дину Федоровну в спектакле Томского театра драмы "Пришел мужчина к женщине" С.Злотникова. Дебютные пьесы Злотникова были впервые поставлены на сцене театра Комедии им.Н.П.Акимова еще в 1977 году. Но даже тогда своим сложным психологизмом и непрямым, небанальным, почти абсурдистским юмором они кардинально отличались от страшно популярных экзерсисов мэтров тогдашней комедии Б.Рацера и В. Константинова, которые сегодняшний театр благополучно позабыл. А пьесы Злотникова в репертуаре не редкость: какую-то особую правду о взаимоотношениях мужчины и женщины он знал. Поэтому и сегодня, чуть подсмеиваясь, мы достаточно искренне сопереживаем этим отчаянным попыткам сильных, самостоятельных, самодостаточных (героиня Олеси Казанцевой еще и обаятельна и красива) женщин избавиться от одиночества и обрести семейное счастье.
Современные авторы комедию не жалуют. Хотя было бы любопытно и для фестивальной программы логично попробовать хотя бы в форме лабораторных читок собрать воедино все существующие "попытки полета". Или — что совсем правильно — сочинить конкурс пьес. Есть, конечно, некое опасение, что, проводимый в рамках фестиваля "Зрительский успех" драматургический конкурс откроет шлюз потоку кассовых антрепризных комедий, но тут уж придется всерьез поработать экспертам - отборщикам. Вообще, отбор — это ахиллесова пята многих театральных проектов. Вот, к примеру, спектакли "Укрощение строптивой" У.Шекспира Алтайского краевого театра драмы им В.М.Шукшина и " Безумный день или Женитьба Фигаро" П.Бомарше омской "Галерки", отвечавшие на фестивале за интерпретацию зарубежной комедии, и очевидно имеющие на своей сцене успех у публики, были похожи как близнецы и, увы, демонстрировали совершенно " общее выражение лица". В некоей прекрасной полусказочной стране, в некое далекое изящное время, облаченные в условно-исторические разноцветные наряды герои на фоне громко звучащих арий итальянских опер темпераментно обменивались остроумными репликами. Почему правда человеческих чувств и переживаний не вменялась им режиссерской волей, оставалось загадкой. Но фабула пьесы Бомарше была изложена более внятно, а быть может, она просто более знакома публике, поэтому Приз зрительских симпатий, кстати, по итогам достаточно активного голосования, вручили "Галерке".
А вот "Вишневый сад" Новосибирского театра "Старый дом" наоборот, был неожиданен и оригинален. И, среди многих его достоинств, главное — непохожесть на "настоящие чеховские спектакли". Дело даже не в том, что режиссер свободно обошелся с текстом, сильно сократив его, а некоторые фрагменты просто переписав, и облек сложный чеховский драматизм в острую фарсовую форму. И не в том, что художник-постановщик сочинила вьюгу из вишневых лепестков, засыпающую красивое, но пустое( в нем из вещей только старый диван да разбросанные всюду шары), пространство беспечной жизни этих беззаботных и чудаковатых людей, наряженных в диковинные, почти клоунские, костюмы. Дело в том, как роль Лопахина играет , как выразительна и отчетлива его отличность, отдельность, несовпадение с другими. Лопахин — нервный, озлобленный, хриплоголосый: то ли бандит из подворотни, то ли люмпен с окраины , такие как он, сбившись в кучу, с битами ходят громить овощные палатки кавказских торговцев — на какие-то шальные деньги купил вишневый сад из желания вырваться из потемок своей жизни. Но не пригодился никому – не нужен. Его порыв был искренен, отчаяние – трагично. Присуждение Анатолию Григорьеву Приза "За лучшую мужскую роль" на комедийном фестивале было, конечно, чуть парадоксальным, но совершенно справедливым. Фото: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Формату красноярского фестиваля спектакль Минусинского драматического театра "Тестостерон" (режиссер ) соответствовал стопроцентно. Легкая, смешная, маркированная 18+ , современная польская пьеса, в которой семеро разгневанных мужчин за рюмкой водки откровенно беседуют о женском поле, о половой поведенческой разнице людей и животных , обречена на успех. Действие к тому же происходит в баре, где есть гитара и ударные — поэтому периодически яростные баталии прерываются исполненным вживую польским шансоном. Очень позитивное, развлекательное зрелище – почему нет? Разные мужские типы – альфа-самец, подкаблучник, ученый-зануда, простак-недотепа, забияка, романтик — сыграны артистами точно, с подробной психологической нюансировкой и куражом. Жюри учредило для "Тестостерона" специальный приз – "За лучший актерский ансамбль"
То, что с тематикой фестиваля Красноярский театр драмы угадал, было ясно еще и до его начала – билеты разлетелись мгновенно. Да и фактически, сколько бы в кулуарах скептики не осуждали идеологию, название или афишу конкурса, зрители вполне удовлетворились показанными в эти жаркие летние дни спектаклями. Станем надеяться на то, что Первый региональный фестиваль-конкурс комедий "Зрительский успех" будет иметь продолжение, расширит географические границы, приобретет ценителей и почитателей.