Войти в почту

Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Продолжение следует…

«В честь Екатерины Максимовой» — международный фестиваль балета, который проходит в Челябинском театре с 2002 года. Навещать столицу Южного Урала я начала сравнительно недавно. Но смотреть спектакли в рамках фестиваля уже стало неписанным законом. Обычно мои передвижения по концертам, выставкам и другим пристанищам культуры всегда загодя продуманы и четко распланированы. И теперь, составляя расписание, я всегда резервирую дни для Челябинского театра оперы и балета. Пожалеть пока не пришлось. В этом году фестиваль был десятым по счету и, как подобает юбиляру, предстал во всей красе. «Фестиваль начинался с того, что его участниками были ученики Екатерины Сергеевны Максимовой. Постепенно проект разрастался, театр начал приглашать коллективы и зарубежные компании, которые исполняли на сцене уже масштабные произведения, — сказал главный балетмейстер театра Юрий Выскубенко. — Балетный мир достаточно тесен. Мы поддерживаем отношения со многими выдающимися артистами и продолжаем поиски новых пар, стараемся увидеть в них будущих звезд. Хотим, чтобы зрители могли прикоснуться к высокому искусству, сделать для себя какие-то открытия и, возможно, измениться в положительную сторону». С аудиторией все более-менее ясно, народ требует зрелищ. А что хотят получить иностранные артисты, приезжая не в Москву и Санкт-Петербург, а на Южный Урал? По словам главного балетмейстера, гости десятого фестиваля — итальянский коллектив современного танца и Шанхайский балет — предложением выступить в Челябинске заинтересовались сразу: «Для иностранцев Россия — центр балетной культуры. Поэтому любое приглашение они воспринимают как возможность показать себя и посмотреть, что делается в сфере балета у нас. Эти артисты не считают Челябинск провинцией. Труппа периодически выезжает на обменные гастроли в Европу и Азию, поэтому за рубежом челябинский балет узнают все больше. Сейчас в Италии проходят «Русские сезоны» — крупный культурный проект, в котором задействованы и Большой, и Мариинский театры. Планируется, что в ноябре и наша труппа примет участие в закрытии этого фестиваля». Намерение амбициозное, но давайте вернемся к главной теме материала. Почему же фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» — новообретённый спутник любителей балета? Со временем фестиваль приобрел статус международного, а это значит, что мы можем видеть работу балетных коллективов из разных уголков мира. Можем смотреть спектакли от иностранных мастеров, не выезжая за пределы страны. Колоссальная экономия времени, денег и нервов. Для меня спектакли нынешнего фестиваля стали своеобразной «летней школой» танца. Шанхайский государственный балет своим спектаклем «Последняя миссия Марко Поло» поставил под сомнение, сформировавшееся за последние годы, снисходительное отношение к «замыленным» движениям классического танца. Хореограф — бывший солист Парижской национальной оперы Хосе Мартинес — собрал постановку из элементов европейской и восточной хореографии. И такая мозаика действительно восхитила зрителей, присутствующих в зале. Как иначе объяснить безудержные овации? Впервые за долгое время и я почувствовала эмоциональный подъем от «классических» движений, разбавленных национальными танцами Китая, Индии и Персии. Художником по костюмам выступил Пьер Карден, который в особом представлении не нуждается. Учитывая это, я должна была прийти в восторг от сценического одеяния артистов, что и произошло. Но второй по важности составляющей балетного спектакля всегда считаю музыку, а не сценографию. В беседе с журналистами Юрий Выскубенко козырял тем фактом, что автор музыки вышеназванного балета — Даниэл Уокер (Daniel Walker) – готовил звуковое сопровождение и для церемонии вручения премии «Оскар». В отрыве от непосредственного слушания сочинений мастера данная информация интересовала меня меньше всего. А на спектакле показалось: сознательно или нет, но американец применил какие-то «запрещенные» приемы, безотказно действующие на русскую душу. С одной стороны, ничего особенного в звукоряде не разыскала, но стиль отдельных мотивов напоминал мне о фортепианных концертах русских композиторов. Филигранная техника артистов Шанхайского балета была выше всяких похвал, что, в общем-то, не стало сюрпризом. Доподлинно известно: по части техники азиаты могут прыгнуть выше головы и опередить кого угодно. Я наслаждалась синхронным исполнением отточенных, четких па, но вовсе не эта математическая точность стала откровением. Движения сливались с музыкой и создавали небывалый эмоциональный заряд, постепенно заполонивший каждый миллиметр зала. А это уже не дело техники. Такая подача возможна лишь в случае полного растворения артиста в своем персонаже. Не удивительно, что в конце спектакля некоторые зрители утирали слезы. И сама я будто очнулась ото сна: как можно забыть классический балет, пусть даже с приставкой «нео»? «Весна священная» от ММ Contemporary Dance Company с первых минут взбудоражила мысли и чувства. Постановка «схватила за горло» и не дала расслабиться уже ни на минуту. Тела танцовщиков будто перетекали из одного агрегатного состояния в другое: плавные движения сменялись яростными и воинственными. Резко, внятно, выразительно, рельефно — так я бы описала танец итальянцев. Каждый музыкальный акцент был выделен конкретным движением, любая смена ритма сиюминутно отражалась и в динамике танца. Ведь так должно быть всегда, для чего же еще существует музыкальное сопровождение? Но сочинение Игоря Стравинского всерьез назвать сопровождением язык не поворачивается. Эта музыка, созданная для балетного спектакля, вполне самодостаточна и достойна прослушивания вне стен театра. На мой взгляд, максимум, что любой танцовщик и хореограф может сделать — следовать за звуками «Весны» и ни в коем случае не идти вразрез, не мешать. Благодаря артистам из Италии челябинские зрители и гости города смогли увидеть редкое явление синергии. Музыка и танец максимально дополняли и отражали друг друга. Во взаимодействии этих «стихий» рождалась бешеная, непредсказуемая энергия. Выйдя из зала после такой подзарядки, я была готова свернуть горы. Второй спектакль вечера — «Болеро» — вызвал куда меньше эмоций. Связываю это исключительно с диковинной обработкой музыки Мориса Равеля. Повторяющиеся звуковые паттерны (шаблоны, схемы) испещрили прежде целостную музыкальную ткань и, на мой вкус, были ни к месту. Несмотря на то, что звукорежиссер безукоризненно свел аудиодорожку, музыка Равеля все равно существовала обособленно. Позже выяснила, что некоторые зрители были удивлены появлением постановок современной хореографии в рамках фестиваля. По их мнению, театр не должен был «допускать» на сцену «модерновые» спектакли, демонстрирующие борьбу, насилие и агрессию. «Это — не балет», — разорялись они прямо в фойе академического театра. В прошлом году в Челябинск приезжала и труппа из Екатеринбурга (ныне — Ural Ballet). Реакция на спектакль «Ромео и Джульетта» — лучший балет 2017 года по версии экспертов премии «Золотая маска» — тоже была неоднозначной. Читала отзывы и невольно вспоминала фразу Винни-Пуха о неправильных пчелах, которые делают неправильный мед… Но лично мне нравится, что фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» шагает в ногу со временем. Руководство пытается привить аудитории любовь к различным танцевальным направлениям, думает о развитии своих зрителей. Можно ли за это судить? Вот вам и еще один повод приехать в Челябинск. На фестивале вы увидите разные, не похожие друг на друга постановки. Хочется написать и о российской премьере балета-кантаты «Кармина Бурана», которую преподнесли зрителям артисты челябинской труппы. Хочется, но не могу, потому как на спектакле присутствовать мне не довелось. Тем не менее, приведу слова хореографа-постановщика Надежды Калининой: «Мы сделали полуторачасовой двухактный спектакль, в котором доминирует балет. Спектакль — красочный, очень зрелищный. Здесь можно и даже уместно использовать слово шоу. В постановке есть два противоположных мира — город грехов и райское место на земле. Это говорит об абсолютно разной хореографии». Какой именно? Узнаем, если придем на спектакль в следующем сезоне. «Кармина Бурана» включена в основной репертуар. Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» завершился традиционно — гала-концертом. Кроме артистов челябинской труппы в нем приняли участие солисты Большого театра — Вячеслав Лопатин и Дарья Хохлова, солисты театра «Балет Манила» — Катарина Баркман и Джозеф Филлипс, а также народный артист России Дмитрий Гуданов. Прежде чем посмотреть гала-концерт в чистовом варианте, решила заглянуть к артистам на репетицию. Благодаря чудо-технике это можете сделать и вы: (видео https://www.youtube.com/watch?v=VaRvf2ZTYSE) На репетиции мое сердце покорила черноокая красавица Катарина Баркман. Вместе с партнером — Джозефом Филлипсом – они продемонстрировали наличие отменной технической подготовки, школы. Всего за неделю до фестиваля пара взяла вторую премию балетного конкурса – International Ballet Competition. Поэтому на челябинской сцене они исполняли ранее обкатанную программу: па-де-де из балета «Корсар» и номер современной хореографии, что был поставлен специально для пары. Катарина занималась с педагогом из России, поэтому балетные темы американка свободно обсуждала на русском языке. Заключительный аккорд фестиваля бесспорно удался! Отдельное спасибо я скажу артистам челябинской труппы. «Держать марку» под взглядами иностранцев и солистов главного театра страны – задача не из легких, но они справились. У Челябинского театра длинное историческое название, нет экстравагантного занавеса и в состав «уральской балетной аномалии» он пока не входит. Но поверьте, там достаточно артистов, которые горят желанием работать. А фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» — праздник, на который уже приезжают любители балета из разных городов страны. По-моему, это – успех. Источник фото: официальный сайт ЧГАТОиБ им.М.И.Глинки Фото превью: Андрей Голубев

Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Продолжение следует…
© Уральский меридиан