Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Продолжение следует… 

Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Продолжение следует…
Фото: Уральский меридиан
«В честь » — международный фестиваль балета, который проходит в Челябинском театре с 2002 года. Навещать столицу Южного Урала я начала сравнительно недавно. Но смотреть спектакли в рамках фестиваля уже стало неписанным законом. Обычно мои передвижения по концертам, выставкам и другим пристанищам культуры всегда загодя продуманы и четко распланированы. И теперь, составляя расписание, я всегда резервирую дни для Челябинского театра оперы и балета. Пожалеть пока не пришлось. В этом году фестиваль был десятым по счету и, как подобает юбиляру, предстал во всей красе.
«Фестиваль начинался с того, что его участниками были ученики Екатерины Сергеевны Максимовой. Постепенно проект разрастался, театр начал приглашать коллективы и зарубежные компании, которые исполняли на сцене уже масштабные произведения, — сказал главный балетмейстер театра . — Балетный мир достаточно тесен. Мы поддерживаем отношения со многими выдающимися артистами и продолжаем поиски новых пар, стараемся увидеть в них будущих звезд. Хотим, чтобы зрители могли прикоснуться к высокому искусству, сделать для себя какие-то открытия и, возможно, измениться в положительную сторону».
С аудиторией все более-менее ясно, народ требует зрелищ. А что хотят получить иностранные артисты, приезжая не в Москву и Санкт-Петербург, а на Южный Урал? По словам главного балетмейстера, гости десятого фестиваля — итальянский коллектив современного танца и Шанхайский балет — предложением выступить в Челябинске заинтересовались сразу:
«Для иностранцев Россия — центр балетной культуры. Поэтому любое приглашение они воспринимают как возможность показать себя и посмотреть, что делается в сфере балета у нас. Эти артисты не считают Челябинск провинцией. Труппа периодически выезжает на обменные гастроли в Европу и Азию, поэтому за рубежом челябинский балет узнают все больше. Сейчас в Италии проходят «Русские сезоны» — крупный культурный проект, в котором задействованы и Большой, и Мариинский театры. Планируется, что в ноябре и наша труппа примет участие в закрытии этого фестиваля».
Намерение амбициозное, но давайте вернемся к главной теме материала. Почему же фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» — новообретённый спутник любителей балета?
Со временем фестиваль приобрел статус международного, а это значит, что мы можем видеть работу балетных коллективов из разных уголков мира. Можем смотреть спектакли от иностранных мастеров, не выезжая за пределы страны. Колоссальная экономия времени, денег и нервов. Для меня спектакли нынешнего фестиваля стали своеобразной «летней школой» танца.
Шанхайский государственный балет своим спектаклем «Последняя миссия Марко Поло» поставил под сомнение, сформировавшееся за последние годы, снисходительное отношение к «замыленным» движениям классического танца. Хореограф — бывший солист Парижской национальной оперы  — собрал постановку из элементов европейской и восточной хореографии. И такая мозаика действительно восхитила зрителей, присутствующих в зале. Как иначе объяснить безудержные овации? Впервые за долгое время и я почувствовала эмоциональный подъем от «классических» движений, разбавленных национальными танцами Китая, Индии и Персии. Художником по костюмам выступил , который в особом представлении не нуждается. Учитывая это, я должна была прийти в восторг от сценического одеяния артистов, что и произошло. Но второй по важности составляющей балетного спектакля всегда считаю музыку, а не сценографию. В беседе с журналистами Юрий Выскубенко козырял тем фактом, что автор музыки вышеназванного балета — Даниэл Уокер (Daniel Walker) — готовил звуковое сопровождение и для церемонии вручения премии «Оскар». В отрыве от непосредственного слушания сочинений мастера данная информация интересовала меня меньше всего. А на спектакле показалось: сознательно или нет, но американец применил какие-то «запрещенные» приемы, безотказно действующие на русскую душу. С одной стороны, ничего особенного в звукоряде не разыскала, но стиль отдельных мотивов напоминал мне о фортепианных концертах русских композиторов.
Филигранная техника артистов Шанхайского балета была выше всяких похвал, что, в общем-то, не стало сюрпризом. Доподлинно известно: по части техники азиаты могут прыгнуть выше головы и опередить кого угодно. Я наслаждалась синхронным исполнением отточенных, четких па, но вовсе не эта математическая точность стала откровением. Движения сливались с музыкой и создавали небывалый эмоциональный заряд, постепенно заполонивший каждый миллиметр зала. А это уже не дело техники. Такая подача возможна лишь в случае полного растворения артиста в своем персонаже. Не удивительно, что в конце спектакля некоторые зрители утирали слезы. И сама я будто очнулась ото сна: как можно забыть классический балет, пусть даже с приставкой «нео»?
«Весна священная» от ММ Contemporary Dance Company с первых минут взбудоражила мысли и чувства. Постановка «схватила за горло» и не дала расслабиться уже ни на минуту. Тела танцовщиков будто перетекали из одного агрегатного состояния в другое: плавные движения сменялись яростными и воинственными. Резко, внятно, выразительно, рельефно — так я бы описала танец итальянцев. Каждый музыкальный акцент был выделен конкретным движением, любая смена ритма сиюминутно отражалась и в динамике танца. Ведь так должно быть всегда, для чего же еще существует музыкальное сопровождение? Но сочинение всерьез назвать сопровождением язык не поворачивается. Эта музыка, созданная для балетного спектакля, вполне самодостаточна и достойна прослушивания вне стен театра. На мой взгляд, максимум, что любой танцовщик и хореограф может сделать — следовать за звуками «Весны» и ни в коем случае не идти вразрез, не мешать. Благодаря артистам из Италии челябинские зрители и гости города смогли увидеть редкое явление синергии. Музыка и танец максимально дополняли и отражали друг друга. Во взаимодействии этих «стихий» рождалась бешеная, непредсказуемая энергия. Выйдя из зала после такой подзарядки, я была готова свернуть горы. Второй спектакль вечера — «Болеро» — вызвал куда меньше эмоций. Связываю это исключительно с диковинной обработкой музыки . Повторяющиеся звуковые паттерны (шаблоны, схемы) испещрили прежде целостную музыкальную ткань и, на мой вкус, были ни к месту. Несмотря на то, что звукорежиссер безукоризненно свел аудиодорожку, музыка Равеля все равно существовала обособленно.
Позже выяснила, что некоторые зрители были удивлены появлением постановок современной хореографии в рамках фестиваля. По их мнению, театр не должен был «допускать» на сцену «модерновые» спектакли, демонстрирующие борьбу, насилие и агрессию. «Это — не балет», — разорялись они прямо в фойе академического театра. В прошлом году в Челябинск приезжала и труппа из Екатеринбурга (ныне — Ural Ballet). Реакция на спектакль «Ромео и Джульетта» — лучший балет 2017 года по версии экспертов премии «Золотая маска» — тоже была неоднозначной. Читала отзывы и невольно вспоминала фразу Винни-Пуха о неправильных пчелах, которые делают неправильный мед… Но лично мне нравится, что фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» шагает в ногу со временем. Руководство пытается привить аудитории любовь к различным танцевальным направлениям, думает о развитии своих зрителей. Можно ли за это судить? Вот вам и еще один повод приехать в Челябинск. На фестивале вы увидите разные, не похожие друг на друга постановки.
Хочется написать и о российской премьере балета-кантаты «Кармина Бурана», которую преподнесли зрителям артисты челябинской труппы. Хочется, но не могу, потому как на спектакле присутствовать мне не довелось. Тем не менее, приведу слова хореографа-постановщика :
«Мы сделали полуторачасовой двухактный спектакль, в котором доминирует балет. Спектакль — красочный, очень зрелищный. Здесь можно и даже уместно использовать слово шоу. В постановке есть два противоположных мира — город грехов и райское место на земле. Это говорит об абсолютно разной хореографии».
Какой именно? Узнаем, если придем на спектакль в следующем сезоне. «Кармина Бурана» включена в основной репертуар.
Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» завершился традиционно — гала-концертом. Кроме артистов челябинской труппы в нем приняли участие солисты Большого театра — и , солисты театра «Балет Манила» — Катарина Баркман и Джозеф Филлипс, а также народный артист России .
Прежде чем посмотреть гала-концерт в чистовом варианте, решила заглянуть к артистам на репетицию. Благодаря чудо-технике это можете сделать и вы: (видео https://www.youtube.com/watch?v=VaRvf2ZTYSE)
На репетиции мое сердце покорила черноокая красавица Катарина Баркман. Вместе с партнером — Джозефом Филлипсом — они продемонстрировали наличие отменной технической подготовки, школы. Всего за неделю до фестиваля пара взяла вторую премию балетного конкурса — International Ballet Competition. Поэтому на челябинской сцене они исполняли ранее обкатанную программу: па-де-де из балета «Корсар» и номер современной хореографии, что был поставлен специально для пары. Катарина занималась с педагогом из России, поэтому балетные темы американка свободно обсуждала на русском языке.
Заключительный аккорд фестиваля бесспорно удался! Отдельное спасибо я скажу артистам челябинской труппы. «Держать марку» под взглядами иностранцев и солистов главного театра страны — задача не из легких, но они справились.
У Челябинского театра длинное историческое название, нет экстравагантного занавеса и в состав «уральской балетной аномалии» он пока не входит. Но поверьте, там достаточно артистов, которые горят желанием работать. А фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» — праздник, на который уже приезжают любители балета из разных городов страны. По-моему, это — успех.
Источник фото: официальный сайт ЧГАТОиБ им. М. И. Глинки
Фото превью:
Видео дня. Страны, которым предрекли скорое исчезновение
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео