Игорь Яцко: Лучшие свойства актера — интуиция, мечтательность, вдохновение, но не рассудок
Режиссер и педагог, соруководитель школы драматического искусства Игорь Яцко поделился своим видением литературных героев в контексте современности. В этом сезоне я инсценировал роман «Бесы» Достоевского и поэму Гоголя «Мертвые души». 13 спектаклей по Гоголю прошли при аншлагах. Поэма — отнюдь не депрессивное произведение: в финале есть и надежда на чудо, и вера в будущее, есть ощущение высокого полета русской тройки. Когда спектакль вышел, он стал загадкой даже для меня. Так бывает. В моей постановке Коробочка напоминает Солоху из спектакля «Ночь перед Рождеством». Этакая ведьма, которая затевает смуту вокруг Чичикова. На мой взгляд, женская стихия у Гоголя во многом дьявольская, разрушительная. Но эти разрушительные силы у женщин вызывают мужчины (и потом страдают от них). Гоголь — мой любимый писатель. Сначала я выпустил «Игроков», где всех мужчин играют женщины, а теперь вот «Мертвые души». В первом томе «Мертвых душ» есть аллегория с «Божественной комедией» Данте, и в нем намек на продолжение путешествия... Пройден только ад в первом томе, а дальше предстоят «Чистилище» и Рай. Как мы знаем, второй том «Мертвых душ» Гоголь сжег, и до Рая герои не добрались. Но уже к финалу первого тома Чичиков из нечистого духа начинает приобретать человеческие черты, с сомнениями, сочувствиями, милосердиями, даже слабостью. И спектакль я ставил, где Чичиков, как некий черт, охотится за «мертвыми душами», но люди оказываются еще более опасными, чем черти. В «Мертвых душах» я анализирую тему выбора человека. В поэме сильное деление на славянофилов и западников. Манилов — западник, Коробочка — наша ведьма, Ноздрев — Соловей-разбойник, Собакевич — славянофил, который все держит в кулаке, а Плюшкин — настоящий князь тьмы, который все гнобит на корню. Россия — богатая страна, но Плюшкины все богатства превращают в прах и сами гибнут. Человек создан по образу и подобию Божьему и наделен Божьей волей, а враг силен. О враге, дьяволе, мой спектакль «Бесы» по Достоевскому. Бес никогда не остановится в своих искушениях. Но человек не должен ему уступать. Бес будет менять все способы атаки, пользоваться прогрессом, чтобы заманить человека. Человек одно создаст, другое, ему снова подбрасываются идеи — искушения, которые он реализует. Большинство идей подбрасывает дьявол. Он — умный. Я много преподаю и работаю с актерами в нескольких театрах и обращаю внимание на губительное качество рационального сознания. В актерской профессии много зла идет от рассудка. Актер должен смотреть, чувствовать сердцем. Лучшие свойства актера — интуиция, мечтательность, вдохновение, но не рассудок. Интеллект часто рвется к власти, утверждая: «Я — самое главное, я всем владею, я — князь мира».