Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Какой опыт можно получить на спектакле Situation Rooms

А ты был врачом без границ? А мальчиком-боевиком из Конго? А русской женщиной из столовки на военном заводе? Стрелял? Ел борщ? Тебя ранили?

Какой опыт можно получить на спектакле Situation Rooms
Фото: ВедомостиВедомости

Это зрители, они же участники, делились впечатлениями после Situation Rooms, мультипользовательской видеопьесы Rimini Protokoll, которую прокатывают на летнем фестивале искусств «Вдохновение» в 69-м павильоне ВДНХ. Потому что ролей в спектакле 20, по числу зрителей, но сыграть можно только половину из них. Или прийти еще раз и пройти тот же уровень снова.

Видео дня

Режиссеры Хельгард Хауг, и придумали театр, похожий одновременно на компьютерный шутер и сборку-разборку автомата Калашникова. Виртуальная реальность соединяется с невыдуманными историями. Все они про людей из разных стран, так или иначе связанных с оружием. Кто-то его производит, продает, одобряет в парламенте. Кто-то стреляет, кто-то получает пулю.

Сценограф Доминик Хубер построил двухэтажный лабиринт из коридоров, комнат, лестниц, дворов. На входе каждому зрителю-участнику выдают планшет и наушники. У каждого свой маршрут и порядок смены ролей. Все, что от нас требуется, это сверять то, что мы видим вокруг, с изображением на экране. Слушать рассказы от первого лица и следовать инструкциям. Открыть дверь, сесть, лечь, налить чай, съесть борщ, убрать посуду, надеть бронежилет, пожать другому участнику руку.

Сложная логистика, если учесть, что в любой момент кто-то может отклониться от сценария, выйти не в ту дверь или просто затормозить. Игра требует внимания и концентрации, пунктуальное соблюдение инструкций мешает идентифицировать себя с персонажем, но в любом случае нескольких минут для этого недостаточно. Важно другое: оказаться в ситуации, где мы можем повести себя только так и никак иначе. Сыграть роль, ощутив и приняв отсутствие выбора. Потому что иначе спектакль развалится.

Наверняка так думают, оправдывая себя, и участники настоящего всемирного спектакля, который Rimini Protokoll воспроизводят в миниатюре. А иначе как объяснить, почему, например, респектабельный финансировал испанскую компанию, которая выпускала кассетные бомбы?

Базовая идея большинства проектов Rimini Protokoll – познакомить нас с теми, кто обеспечивает существование общества потребления, но о чьем существовании мы совершенно не привыкли задумываться. Например, с рабочим, который пошил в Китае наши кроссовки. С водителем, который вез их нам в фуре через Сибирь. С оператором call-центра в Калькутте, который примет наш звонок из Берлина, если мы там заблудились. Все это реальные люди, которые рассказывают о себе, делятся личным опытом. В Situation Rooms, где мировой круговорот оружия показан с разных сторон, этот опыт попеременно циничен и травматичен, а переключения режимов происходят стремительно: в одной комнате я управляю боевым дроном, в другой – становлюсь адвокатом людей, пострадавших от его атак.

Остальное, в общем, привычно: мы ведь и так уже ходим по улице, уткнувшись в смартфон, находясь одновременно там и тут. Situation Rooms эти «там и тут» всего лишь совмещают. Или меняют местами. Тут, в реальности, в декорации, мы в безопасности. Там, на экране планшета, кто-то стал жертвой или причинил другим вред на самом деле. И этот кто-то в какой-то степени я. Ну или так: он имеет ко мне отношение.

Можно сказать, что Rimini Protokoll на современном техническом уровне обновляют брехтовский принцип очуждения, создания критической дистанции. Почувствовать себя участником реальной ситуации, которая воспроизводится в игре, непросто, но авторы не требуют от нас глубокого эмоционального вовлечения. Им важно, чтобы мы хотя бы подумали. Потому что, например, Германия, в которой сделан спектакль, занимает 3-е место в мире по объему продаж оружия. Несложно угадать, кто на первом и на каком месте Россия.

Буклет открывается знаковой фотографией, сделанной в Белом доме, где есть та самая Situation Room, к которой и отсылает название спектакля. На фотографии лица представителей американской администрации, военных и журналистов, которым только что показали последствия применения всех возможных видов оружия. Многим из них предстоит решать, что с этим оружием делать, но пока на лицах отпечатки самых разных эмоций: от триумфа до ужаса, от презрения до возбуждения.

Становясь зрителем и действующим лицом Situation Rooms, я тоже принимаю определенные моральные последствия. Хотя бы в том смысле, что больше не могу сказать: я этого не знал, все это далеко и меня не касается.

ВДНХ, павильон 69. До 29 июля