Войти в почту

К нам едет «Ревизор»!

В середине июля, как раз в тот момент, когда стояла несусветная жара, жителям города сообщили пренеприятнейшее известие. Правда, не всем, а только тем, кому удалось попасть в Большой зал областного театра драмы на сдачу спектакля по классической комедии Николая Гоголя «Ревизор». Что это? Прошлое или настоящее Граждан, заполнивших зрительный зал, едва ли можно было назвать только зрителями. По ходу спектакля они превратились в участников массовой протестной акции против действующей власти и лично городничего! И всё это происходило в крайне неудобный для бюрократической верхушки момент – когда от народа требовались вера в завтрашний день, жизненный оптимизм и высокий уровень лояльности к правящим структурам. Итак! В город (сами догадайтесь, какой) приехал ревизор... Впрочем, сюжет одноимённой комедии каждый россиянин знает со школьной скамьи, поскольку из учебных программ данное произведение не изъято до сих пор. Так что повторять его смысла нет. И ведь не скажешь, что действие из «проклятых времён царизма» перенесено в сегодняшнюю действительность, поскольку к авторскому тексту, тому самому, что Николай Васильевич публично зачитал коллегам-литераторам в январе 1836 года, режиссёр отнёсся довольно бережно. Городничий остался городничим, а не стал «главой администрации», а богоугодные заведения не превратились в объекты социальной сферы. Однако спектакль начинается с того, что группа клерков в белых рубашках и при галстуках уничтожает некие документы с помощью вполне себе современного устройства для измельчения компромата. Тут-то и последовало пренеприятнейшее известие, от которого у всех чиновников началась трясучка под звуки электрических разрядов. И пусть во времена Гоголя электричество в быту практически не применялось, зато трясучка подобного рода точно имела место быть. В общем – всё, как у классика. Разница лишь в костюмах, наличии бытовой электроники и сотовых телефонов. Ну, и ещё в нескольких деталях. Дочка городничего – явная неформалка в готической раскраске, его жена использует некоего клерка как боксёрскую грушу – не со зла, а исключительно в тренировочных целях, а все важные вопросы решаются – где?! Правильно – в сауне! В общем, получилась «картина маслом» – до боли знакомая многим поколениям обитателей нашего государства, где борьба с коррупцией является «приоритетной задачей» чуть ли не со времён Петра Великого. И создал её Олег Липовецкий, режиссёр известный ульяновскому зрителю по спектаклям «Кабала святош» и «Капитанская дочка», которые местная публика приняла с большой теплотой, хотя там аллюзии на современность проявляются куда в меньшей степени. Точно не комедия После сдачи спектакля Олег Липовецкий и сам пребывал в некоем смятении чувств, однако нашёл в себе душевные силы ответить на несколько вопросов. – Олег Михайлович, верным ли будет утверждение, что ваш «Ревизор» – это классика, которая одной ногой стоит в современности? – Классика остаётся актуальной всегда. – Но почему для того, чтобы показать проблемы сегодняшнего дня, нужно было обращаться к Гоголю? – Во-первых, «Ревизор» – это прекрасный текст, это шедевр, это именно та пьеса, которая устраивает и театр, и меня как режиссёра. И явления, что в ней описаны, никуда не исчезли. Современные чиновники едва ли сильно отличаются от тех, что были во времена Гоголя. Как они служили Государю-Императору, примерно так они сейчас служат народу... – А человек в принципе меняется со сменой эпох и форм правления? – Когда я учился, мой мастер не раз говорил мне: всё было, только нас не было. Всё повторяется, и человеческие страсти остаются прежними. Неизменными остаются и горести, и радости, и любовь... – С одной стороны у меня, как у зрителя, сложилось впечатление, что происходящее на сцене в вашем спектакле значительно жёстче того, что написал Гоголь. С другой – есть ощущение, что оптимизма у вас несколько больше, чем у Николая Васильевича. Во время знаменитой немой сцены дочка городничего демонстративно покидает это общество, где всё построено на корысти и лжи. Правильно ли я понял это как знак того, что новое поколение имеет желание и возможность «отречься от старого мира»? – Именно так! Я в это верю. Потому что без веры жить невозможно. А уж насколько вера и реальность могут сосуществовать – это уже другой вопрос. – Вы можете поставить себя на место Гоголя? – Конечно нет. – Тогда могли бы вы предположить, что сказал бы вам Николай Васильевич после просмотра вашего спектакля? – У него было отличное чувство юмора. Думаю, ему бы понравилось. На самом деле, о том, что сказал бы Гоголь по этому поводу, судить практически невозможно. А вот что скажет зритель, мы скоро узнаем. Именно «Ревизором» откроется следующий театральный сезон, и произойдёт это 25 августа...

К нам едет «Ревизор»!
© АиФ – Ульяновск