Комедию Мольера сделали философской притчей

Свой очередной сезон театр «Сатирикон» закончил премьерными показами спектакля «Дон Жуан». Знаменитая комедия Мольера в постановке Егора Перегудова превратилась в философскую притчу. Правда, очень-очень веселую и смешную. В этом спектакле молодому, но уже известному режиссеру Перегудову удалость сделать то, чем гордятся самые знаменитые его коллеги. Он вывел на сцену дуэт двух артистов, абсолютно разных по своей актерской фактуре — Тимофея Трибунцева и Константина Райкина. Первый играет Дон Жуана, а второй — его слугу Сганареля. Вообще-то актеров разных амплуа сводить на сцене очень рискованно. Но Перегудов пошел ва-банк, сделав ставку на талантливую игру обоих... и выиграл. Спектакль захватывает зрителей, еще не начавшись. Объект удивления — декорация на сцене. Это трехъярусная крутящаяся винтовая лестница, на которой и происходит все действо (сценограф — Владимир Арефьев). В некоторых сценах она олицетворяет собой Вавилонскую башню. Например, когда Дон Жуан, его отец (Антон Кузнецов) и Сганарель, которые вроде бы и разговаривают между собой, но не понимают друг друга. Затем эта башня превращается в дерево жизни, по которому главный герой идет, цепляясь за тянущиеся к нему женские руки. А в финале спектакля именно по ярусам этой башни Командор поведет Дон Жуана вниз — в преисподнюю. Далее, по ходу спектакля, его авторы начнут удивлять зрителей все больше. С неба на сцену со свистом будут падать горшки с цветами, пойдет дождь из рыбы, свалится поролоновый диван, прилетят голуби... Но самое большое изумление вызывает современная трактовка этой комедии. Постановщики осознанно ушли от привычных исторических костюмов (их тоже создал Владимир Арефьев), подчеркивая, что тема, поднятая Мольером, вне времени. А пьеса эта, которую режиссер называет «неистовой комедией», его стараниями превратилась в притчу — о честности и об обмане, о долге и лицемерии, о тех, кто прожигает свою жизнь в праздности, и тех, кто пытается их образумить, но не встречает понимания. Дон Жуан в исполнении Трибунцева не красавец-ловелас, который жить не может без женского внимания, а самовлюбленный эгоист, ведущий счет покоренным женщинам и готовый на любую гнусность и преступление, чтобы добавить в свою коллекцию еще одну победу. И если во время первого действия у зрителя еще есть какая-то симпатия к персонажу Трибунцева, после антракта она полностью улетучивается, так как перед публикой предстает жесткий циник, который ни на миг не сожалеет о содеянном и уверен, что всегда может избежать наказания. В этого Дон Жуана актер вложил что-то от Яго из «Отелло» (режиссер Юрий Бутусов), которого он тоже блистательно играет на сцене «Сатирикона». Те же коварство, озлобленность и полное равнодушие к своей и чужой судьбе. На пресс-конференции, посвященной премьере спектакля, Константин Райкин признался, что давно мечтал сыграть Сганареля. — Роль замечательная и для меня желанная, потому что я вообще очень хотел в «Мольере» сыграть, — говорит он. — Эту роль играл сам Мольер, и писал он ее сам для себя. А когда Егор Перегудров предложил, чтобы Тимофей Трибунцев стал Дон Жуаном, мне это понравилось с удвоенной силой. Сказать, что Райкин играет хорошо, это не сказать вообще ничего о его актерском мастерстве. Он играет виртуозно, полностью выкладываясь на сцене и срывая аплодисменты зала после каждого монолога. Даже обязательные нравоучительные фразы о честности, долге, порядочности, которые когда-то Мольер вложил в уста Сганареля, в исполнении Константина Аркадьевича звучат как откровения. «Дон Жуан» — это уже вторая режиссерская работа Егора Перегудова в «Сатириконе». Несколько лет назад он поставил здесь спектакль «Человек из ресторана» по повести Ивана Шмелева, который уже несколько лет собирает полные залы. «Дон Жуана», похоже, ждет та же судьба. А еще «Золотая маска». Уж за сценографию — это как минимум.

Комедию Мольера сделали философской притчей
© Вечерняя Москва