На дачах возрождается жизнь театра
И вот, к примеру, в разговоре с соседкой, с которой вместе ходили по землянику, спрашиваешь приедет ли театр?.." И понимаешь, что уже не выйдет лета без спектакля. И, вернувшись домой и поставив землянику в холодильник, идёшь звонить режиссёру Георгию Червинскому. 14 июля состоялась новая театральная встреча. Фото: Юлия Великанова Председатель СНТ "Дубки" Г. Н. Мисюков напомнил, что в этом году уже в четвёртый раз мы принимаем Московский театр "Студия-69". Народу с каждым годом приходит всё больше. Мы очень благодарны им за то, что они радуют нас снова и снова, приезжая к нам за 100 км от Москвы. В 2015 году Владимир Сечкин и Георгий Червинский (при участии Маши Леоновой) сыграли постановку по стихам Новеллы Матвеевой "Душа вещей". На следующий год показали композицию по произведениям А. С. Пушкина "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Встреча в 2017 году подарила нам моно- спектакль в исполнении В. Сечкина "Облако в штанах" по одноимённой поэме В. В. Маяковского, а сёстры Маша и Наташа Леоновы вдвоём представили "Душу вещей" Н. Матвеевой, её "детскую" часть. А в этом году - "Мцыри". А также подарок юным зрителям: "Детки в клетке" по известной книжке Самуила Маршака. Клара Михайловна Исаева, один из самых верных дачников товарищества "Дубки", старейший профессор ВГИКа, преподаватель и деятельный просветитель в области истории отечественного кинематографа, рассказала: "Недавно у нас произошло очень приятное событие, напомнившее мне о давних временах, когда наше товарищество только начиналось. Эти дачные участки создавали работники института кинематографии в 1978 году. Фото: Юлия Великанова И тогда общение людей, которые хорошо знали друг друга, происходило по группам, по отдельным домам. Собирались часто, обсуждали фильмы, говорили обо всём, что волновало и интересовало…" В 1978-79 годах свои шесть соток на наших участках получили многие выпускники и преподаватели ВГИКа: В. В. Тулякова - Хикмет, писатель и драматург А. Л. Красильщиков, педагог Е. В. Савченко и её сын – режиссёр Михаил Марьямов, драматург В. Л. Кагарлицкий и его супруга К. М. Исаева; художник кино и педагог П. И. Пашкевич; директор киностудии им. Горького с 1978 по 1987 год Е. С. Котов. Академик архитектуры и действующий преподаватель ВГИКа А. В. Анисимов. Известный доктор, создатель кровезаменителя "пефторана" ("голубой крови") Феликс Фёдорович Белоярцев. Уже ушедшие из жизни педагоги Е. М. Смирнова, К. К. Парамонова, В. А. Утилов, Л.Н. Нехорошев, Ю. И. Горячев… Ныне здравствующая и преподающая на актёрском факультете ВГИКа А. Д. Егорова, драматург С. А. Михальченко, а также более молодое поколение: декан актёров Е. Е. Магар, уникальный специалист по архивному кино Николай Изволов. Все эти имена очень важны для многих поколений выпускников института кинематографии. На одном из местных участков в 1978 году режиссёр Владимир Меньшов снимал дачный эпизод для фильма "Москва слезам не верит". Для здешних детей-подростков, все эти творческие, известные люди были просто папами и дедушками, бабушками друзей. "И тут я узнала, что состоится спектакль, – продолжает К. М. Исаева, - Интересная программа. Выступали две мои правнучки. А дальше – "Мцыри", в мои годы учёбы в школе его проходили и учили наизусть кусочки. "Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. Зачем?.." Собрался народ. Народ смешанный, родители и дети всех возрастов. Детишки на сцене были потрясающе хороши, очень артистично изображали разных животных. Сделано очень просто: переодевание одёжек помогает заявить того или иного зверя. А дальше – актёрское мастерство. В лицах, в движениях и жестах. Это было очень здорово! Фото: Юлия Великанова Остались довольны и дети, и взрослые. Аплодировали, поздравляли. А потом, когда начался "Мцыри", дети в зале немножко мешали, потому что громко разговаривали. Но всё равно чувствовалось, что текст "втягивает", проникая до самой глубины. Текст Лермонтова актёр произносил потрясающе выразительно с невероятным темпераментом, который заключался не в крике и не в жестах – внутри человек горел. И, произнося этот текст, он притягивал к себе внимание невероятно! Театр одного актёра. Потрясающе выразительно! Люди внимательнейшим образом смотрели и слушали. Каждое слово как на тарелочке подавалось. Высокий профессионализм. И человек вкладывал себя. Работа души человеческой. И – отклик от публики... Фото: Юлия Великанова Дачный спектакль – это очень важное мероприятие. Это – кусочек духовной жизни для людей, которые сегодня заморены всякими проблемами – и бытовыми, и политическими, и какими угодно. Оторвались от бытовых условий и как бы воспарили вверх вместе с исполнителем". Так, сами о том не подозревая, мы потихоньку возрождаем традицию дачных (домашних) театров в России. Самые известные домашние театры, внесшие большой вклад в историю мировой культуры, - это крепостной театр Пётра Шереметева в усадьбе Кусково (1760-е), и Алексеевский домашний театр в Любимовке. Его во второй половине XIX века создал промышленник Сергей Алексеев – отец великого Константина Сергеевича Станиславского. С 1877 по 1888 годы юный Константин был сорежиссёром и актёром любительских спектаклей Алексеевского театра. А в конце XIX века в Кусково будет действовать дачный театр С. И. Зимина, впоследствии хозяина Московской частной оперы. Самые знаменитые дачные театры (конец XIX – начало XX века): Богородский театр (начало 1880-х - середина 1890-х годов, организатор Р. Р. Вейхель). Перовский театр общества дачников Перова, Шереметьева и Чухлинки". Здесь впервые режиссёр В. Н. Андреев-Бурлак поставил "Преступление и наказание". А ещё здесь каждую неделю игрались детские спектакли, по воскресеньям давали детские балы. Театр назывался Семейным. Знаменитый "театр в мавританском стиле" в Перловке, где выступал известный лирический тенор Леонид Собинов и пела оперная певица Надежда Мшанская - Соколова. Фото: Юлия Великанова Великолепная Малаховка – с лучшим зданием театра (построено в 1911 году, владелец – П. А. Соколов). Оно было оснащено электричеством. От железнодорожной станции до театра ездили конки. Здесь пели Шаляпин и Вертинский, и дебютировала в роли без слов великая Раневская. Известные артисты почитали за честь выступить в этом театре. Вот что написала о своём театральном дебюте в Малаховке Ф. Г. Раневская: "…сохранились воспоминания, такие радостные, вызванные тем, что в Малаховском театре мне удалось увидеть величайших артистов того времени". У А. П. Чехова в "Чайке" Константин Треплев пишет и ставит моно-пьесу для юной Нины Заречной. Действо разыгрывается в усадьбе Сорина, "среди естественных декораций", потому что Треплев ищет новые театральные формы. Авторский, домашний, дачный театр… Дачные театры, безусловно, были развлечением буржуазии. "Во второй половине XIX века дворяне начали выезжать на дачи. Уровень культуры и образованности у этих людей был высок, и они привыкли к театрам, - рассуждает Г. В. Червинский, - Поэтому, выехав на дачу, они организовывали свой культурный "досуг". "Почему сейчас, в наши дни, начинает возрождаться традиция дачных театров? Потому что сегодня, у нас на глазах зарождается, формируется новая буржуазия. Возрождается класс "буржуа". Мы, поколение сорокалетних, детей и внуков советских дачников, прекрасно помним "формат" жизни на шести сотках. Сруб дома должен быть не больше, чем пять на пять квадратных метров; в саду плодовых деревьев должно расти по счёту; вся дачная мебель, обстановка и одежда – то, что уже не годится в городе; все удобства - на улице. Сегодня эти традиции активно сменяются новыми. Теперь на дачах востребован всё более высокий уровень комфорта, - что предполагает большие доходы новых дачников. Фото: Юлия Великанова "Дачный театр как явление – это когда обеспеченные люди могут пригласить артистов, весь коллектив небольшого театра прямо домой или прямо на дачу, – продолжает Червинский. - К тому же, сейчас существует огромное количество маленьких камерных театров, театриков, которые нуждаются в поддержке. Денег у "буржуа" хватает. Приглашение театра обойдётся в 10-15 тыс. рублей. Можно снискать признание соседей. Но и этого мало. Если ему понравился театр и спектакль, он может сделать заказ: "Вот, ребят, я даю вам год. Через год я вас приглашу. Вмешиваться не буду. И вы мне за год создайте спектакль, в котором будет то и это..." Так потихоньку начинается формироваться новая культурная идеология". Важно, что такой театр может быть абсолютно независим от государства. Разумеется, тот, кто платит, не может не заказывать музыку. Так что новый "буржуа" сможет влиять на творческую составляющую спектакля. И это может оказаться очень интересым. Фото: Юлия Великанова А пока спектакли кончились, и мы с радостью делимся с вами впечатлениями наших зрителей: Марина: "Когда я слушала "Мцыри", я на миг оказалась молодой и юной, и было так спокойно, тревожно и радостно. Спасибо за счастье!" Елена: "Спасибо огромное за возможность собраться, привести детей и увидеть настоящий театр. Именно театр, пусть дачный, но тем ещё более ценный. Прекрасные девочки, отличный материал для наших детей. Минимальными средствами создали такие милые и яркие образы. Постановщику этих номеров слова благодарности и высокие оценки. Очень талантливо. Второе отделение (для взрослых) впечатлило не меньше. В следующий раз организуем антракт, а также выездной буфет с шампанским и бутербродами, как в настоящем театре! Талантливо и красиво. Владимир прекрасен. Желаем этому молодому, красивому и талантливому актёру творческих успехов. Будем рады новым встречам!" Людмила Степановна: "Спектакль, который был сыгран фактически в полевых условиях, создал необычный эффект пребывания на сцене вместе с актёрами, нахождения в центре событий. Смена образов прямо на сцене, а также живые незапланированные эмоции самой молодой актрисы (Наташи Леоновой) привлекли особенное наше внимание. Актёр, сыгравший Мцыри, удивил тем, что, несмотря на летнюю жару, насекомых и посторонний шум, на протяжении всего выступления смог удержать себя в образе лермонтовского героя. В целом уровень летнего театра приятно удивил! Браво! Ждём новых спектаклей!" Спектакли кончились, а юные артистки с радостью согласились сыграть фрагмент спектакля "Детки в клетке" ещё раз, - для тех, кто опоздал к началу.