Ещё

На дачах возрождается жизнь театра 

Фото: Ревизор.ru
И вот, к примеру, в разговоре с соседкой, с которой вместе ходили по землянику, спрашиваешь приедет ли театр?.. " И понимаешь, что уже не выйдет лета без спектакля. И, вернувшись домой и поставив землянику в холодильник, идёшь звонить режиссёру .
14 июля состоялась новая театральная встреча. Фото: Юлия Великанова
Председатель СНТ «Дубки» Г. Н. Мисюков напомнил, что в этом году уже в четвёртый раз мы принимаем Московский театр «Студия-69». Народу с каждым годом приходит всё больше. Мы очень благодарны им за то, что они радуют нас снова и снова, приезжая к нам за 100 км от Москвы.
В 2015 году и Георгий Червинский (при участии Маши Леоновой) сыграли постановку по стихам Новеллы Матвеевой «Душа вещей». На следующий год показали композицию по произведениям А. С. Пушкина «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
Встреча в 2017 году подарила нам моно— спектакль в исполнении В. Сечкина «Облако в штанах» по одноимённой поэме В. В. Маяковского, а сёстры Маша и Наташа Леоновы вдвоём представили «Душу вещей» Н. Матвеевой, её «детскую» часть.
А в этом году — «Мцыри». А также подарок юным зрителям: «Детки в клетке» по известной книжке .
Клара Михайловна Исаева, один из самых верных дачников товарищества «Дубки», старейший профессор ВГИКа, преподаватель и деятельный просветитель в области истории отечественного кинематографа, рассказала:
"Недавно у нас произошло очень приятное событие, напомнившее мне о давних временах, когда наше товарищество только начиналось. Эти дачные участки создавали работники института кинематографии в 1978 году. Фото: Юлия Великанова
И тогда общение людей, которые хорошо знали друг друга, происходило по группам, по отдельным домам. Собирались часто, обсуждали фильмы, говорили обо всём, что волновало и интересовало…"
В 1978-79 годах свои шесть соток на наших участках получили многие выпускники и преподаватели ВГИКа: В. В. Тулякова — Хикмет, писатель и драматург А. Л. Красильщиков, педагог Е. В. Савченко и её сын — режиссёр , драматург В. Л. Кагарлицкий и его супруга К. М. Исаева; художник кино и педагог П. И. Пашкевич; директор киностудии им. Горького с 1978 по 1987 год Е. С. Котов. Академик архитектуры и действующий преподаватель ВГИКа А. В. Анисимов. Известный доктор, создатель кровезаменителя «пефторана» ("голубой крови") Феликс Фёдорович Белоярцев.
Уже ушедшие из жизни педагоги Е. М. Смирнова, К. К. Парамонова, В. А. Утилов, Л. Н. Нехорошев, Ю. И. Горячев… Ныне здравствующая и преподающая на актёрском факультете ВГИКа А. Д. Егорова, драматург С. А. Михальченко, а также более молодое поколение: декан актёров Е. Е. Магар, уникальный специалист по архивному кино Николай Изволов. Все эти имена очень важны для многих поколений выпускников института кинематографии.
На одном из местных участков в 1978 году режиссёр снимал дачный эпизод для фильма «Москва слезам не верит».
Для здешних детей-подростков, все эти творческие, известные люди были просто папами и дедушками, бабушками друзей.
"И тут я узнала, что состоится спектакль, — продолжает К. М. Исаева, — Интересная программа. Выступали две мои правнучки. А дальше — «Мцыри», в мои годы учёбы в школе его проходили и учили наизусть кусочки. «Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. Зачем?..»
Собрался народ. Народ смешанный, родители и дети всех возрастов. Детишки на сцене были потрясающе хороши, очень артистично изображали разных животных. Сделано очень просто: переодевание одёжек помогает заявить того или иного зверя. А дальше — актёрское мастерство. В лицах, в движениях и жестах. Это было очень здорово! Фото: Юлия Великанова
Остались довольны и дети, и взрослые. Аплодировали, поздравляли.
А потом, когда начался «Мцыри», дети в зале немножко мешали, потому что громко разговаривали. Но всё равно чувствовалось, что текст «втягивает», проникая до самой глубины.
Текст Лермонтова актёр произносил потрясающе выразительно с невероятным темпераментом, который заключался не в крике и не в жестах — внутри человек горел. И, произнося этот текст, он притягивал к себе внимание невероятно! Театр одного актёра. Потрясающе выразительно! Люди внимательнейшим образом смотрели и слушали. Каждое слово как на тарелочке подавалось. Высокий профессионализм. И человек вкладывал себя. Работа души человеческой. И — отклик от публики… Фото: Юлия Великанова
Дачный спектакль — это очень важное мероприятие. Это — кусочек духовной жизни для людей, которые сегодня заморены всякими проблемами — и бытовыми, и политическими, и какими угодно. Оторвались от бытовых условий и как бы воспарили вверх вместе с исполнителем".
Так, сами о том не подозревая, мы потихоньку возрождаем традицию дачных (домашних) театров в России.
Самые известные домашние театры, внесшие большой вклад в историю мировой культуры, — это крепостной театр в усадьбе Кусково (1760-е), и Алексеевский домашний театр в Любимовке. Его во второй половине XIX века создал промышленник  — отец великого .
С 1877 по 1888 годы юный Константин был сорежиссёром и актёром любительских спектаклей Алексеевского театра.
А в конце XIX века в Кусково будет действовать дачный театр С. И. Зимина, впоследствии хозяина Московской частной оперы.
Самые знаменитые дачные театры (конец XIX — начало XX века): Богородский театр (начало 1880-х — середина 1890-х годов, организатор Р. Р. Вейхель).
Перовский театр общества дачников Перова, и Чухлинки". Здесь впервые режиссёр В. Н. Андреев-Бурлак поставил «Преступление и наказание». А ещё здесь каждую неделю игрались детские спектакли, по воскресеньям давали детские балы. Театр назывался Семейным.
Знаменитый «театр в мавританском стиле» в Перловке, где выступал известный лирический тенор и пела оперная певица Надежда Мшанская — Соколова. Фото: Юлия Великанова
Великолепная Малаховка — с лучшим зданием театра (построено в 1911 году, владелец — П. А. Соколов). Оно было оснащено электричеством. От железнодорожной станции до театра ездили конки. Здесь пели Шаляпин и Вертинский, и дебютировала в роли без слов великая Раневская. Известные артисты почитали за честь