Войти в почту

Чему научит «Колобок». В кукольном театре должны быть сказки

Игрушки и куклы оживают, разыгрывают истории, ругаются и мирятся, бывают плохими и хорошими. Да и любой взрослый даже на спектакле для малышей чувствует магию. Ведь мы отчётливо видим только персонажей - кукол. Кто скрывается за ними и оживляет их? Давайте знакомиться: Заяц, Снеговик, кошка Маха, Торопыжка, Мышильда, Леди Монтекки. Все эти роли сыграла актриса театра куклы, актёра, маски «Арлекин» Елена Фалалеева. Буратино - это вам не Пиноккио Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Елена, вам недавно присвоено почётное звание «Заслуженный деятель культуры Омской области». «АиФ в Омске» вас с этим поздравляют! Елена Фалалеева: Спасибо, приятно. Следующий сезон в «Арлекине» у меня будет 25-й. Четверть века, подумать страшно! (Смеётся.)Хотя у моего любимого коллеги Геннадия Власова это будет уже 52-й сезон. Вот это я понимаю! - Как вы решили стать актрисой кукольного театра? - Честно? Срезалась на драме. Поступала в Екатеринбургский театральный институт на драматическую актрису, но не случилось. По-моему, на моём курсе только двое сознательно шли на «куклы». На первый курс нас набрали человек 20, окончили вуз девять. Сейчас в профессии остались работать два человека. - Правда ли, что актёры обижаются, когда говорят не «театр кукол», а «кукольный театр»? Кажется, что прилагательное «кукольный» может быть синонимом слова «ненастоящий»... - Абсолютно нет. Недавно смотрела на канале «Культура» сюжет об очередной Международной летней театральной школе союза театральных деятелей. Там прозвучала фраза: «Когда режиссёры говорят об универсальности актёра, он должен быть таким, чтобы мог и с куклой поработать». Понимаете, какая планка? В России актёр театра кукол изучает те же дисциплины, что и актёр драмы, а также работает с куклой. - Какие спектакли должны играться в театре кукол? - Мой однокурсник по театральному вузу Евгений Сивко сейчас главный режиссёр театра кукол Екатеринбурга. Так вот, он на фестиваль «В гостях у «Арлекина» привозил «Пиноккио». Сказку поставили итальянцы, и она ни капли не похожа на нашу задорную историю про Буратино. Женя вообще много сотрудничает с постановщиками из Европы, выигрывая гранты, но она нам не всегда близка. Очень жаль, что в театрах сейчас мало исконно русского. Да в любой сказке есть бездна смыслов. Например, вы задумывались, о чём сказка «Колобок»? Это на первый взгляд она незатейливая, сказка да и сказка для малышей. Мы все с пелёнок знаем о похождении Колобка, который удрал от бабушки и деда, песни распевал, а съела его лиса. Однако сказка не зря называется народной, она насчитывает много веков и передаётся из поколения в поколение. Почему именно эта? Да потому что наши гениальные предки изначально вложили в неё буквально тайну мироздания - ни больше, ни меньше. Об этом и «Репка», и «Гуси-лебеди», и ещё много сказок, в которых заложена ментальность нашего народа. - Наверное, перед детьми играть сложнее, чем перед взрос­лыми? - А какая разница? Перед детьми играть ответственно, потому что есть такое понятие, как стыд. Нельзя сыграть плохо, мы - первый театр, и мы не комбинат, предоставляющий услуги. Мы та база, на которой строится воспитание. Кстати, именно у нас ребёнку прививаются и поведенческие нормы, что в театре нельзя жевать, шуршать, отвлекать. - Как же привлечь внимание? В театре это называется, по-моему, «усадить в кресло»? - Правильнее - удержать. Дети сами выбирают, что им нравится: как только занавес открывается, мы уже понимаем, взяли мы зал или нет. Но дети сейчас в других скоростях живут, в ситуации сжатого времени. Всё у них быстро, мне кажется порой, что это быстро равно пусто... - Какая для вас лично кукла самая сложная? - Марионетка. Для того чтобы справиться с такой куклой, необходимо пройти обучение у профессиональных мастеров. Это дотошность, точные, выверенные движения. Рабочих нитей много, и главное - не запутаться. Зверёныш, гадёныш, принцесса - А вам кого проще играть: зверей, людей, сказочных персонажей? Ваша Снежинка была потрясающей... - Ой, мне вообще очень нравятся наши «Приключения снежных человечков», они гениальные. Там всё совпало: и режиссура Ларисы Шнякиной, и музыкальное оформление Бориса Мордоховича, и работа художника Ольги Верёвкиной. А так мне не важно, кто герой, лишь бы интересно было. - Трудно ли говорить голосом персонажей, чей тембр не имеет ничего общего с настоящим голосом? - Не важно, кто у тебя - зверёныш, гадёныш или принцесса, но у куклы есть роль, маска, характерный мазок. Разворачиваешь к себе куклу, смотришь на неё, думаешь. Вот есть у меня персонаж Слуга в «Легенде горы Фудзи», у него рожица, маска лебезящего человека, ты так и будешь говорить, льстиво, угоднически. - Хотела бы Елена Фалалеева поставить свой спектакль? Если да, о чём бы он был, по какому произведению? - Если взрослый, то это Макс Фриш. Всем известен его роман «Назову себя Гантенбайн», но я люблю его пьесы. В нашем ТЮЗе увидела афишу «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», ахнула. Это мой материал однозначно. - Есть знаковые роли, о каких мечтают. У вас есть такая? - Я задумывалась сначала... Как для мужчин Ромео и Гамлет, для женщин - Раневская... Нет, я мечтаю об интересной роли. И потом, Ромео и Гамлет оба плохо кончили. (Смеётся.) Но, кстати, с Шекспиром у меня была встреча. Я играла Елену в постановке «Сон в летнюю ночь». Режиссёром был Рейн Агур - это легенда советского и мирового кукольного театра. Его называют новатором, авангардистом. На репетициях было много так называемой физики. В итоге Ира Сергеева, которая должна была играть Елену, получила травму. Я уже собралась в отпуск, билеты были на руках. Все репетировали полгода, а тут срочный ввод; но это был для меня ни с чем не сравнимый опыт. Все мои коллеги - большие молодцы. Сценографию, кукол и костюмы придумала главный художник театра Ольга Верёвкина. К созданию спектакля привлекли режиссёра по пластике Игоря Григурко, педагогом по сценической речи стала Элеонора Кремель из омской драмы. - Что вы посоветуете родителям: перед спектаклем стоит ли читать книжку ребёнку? - Лучше почитать, так же, как с фильмами. Родители должны прививать ребёнку вкус, поэтому мой совет: мамы и папы должны выбирать хорошие театры, хорошие постановки и материал, который не оставит ребёнка равнодушным.

Чему научит «Колобок». В кукольном театре должны быть сказки
© АиФ-Омск