Неглинная и Воскресенский мост: какой предстает старая Москва на картинах Аполлинария Васнецова
Сегодня в рубрике «Истории вещей» работы художника Аполлинария Васнецова, москвоведа, историка и младшего брата автора полотен «Три богатыря» и «На сером волке» Виктора Васнецова. Графика и живопись Аполлинария Михайловича — самая востребованная часть коллекции изобразительного искусства Музея Москвы, у истоков создания которого он стоял. Научный сотрудник музея Наталья Музалевская предлагает взглянуть на его работы сегодня, в преддверии дня рождения живописца (6 августа 1856 года). Аполлинарий Васнецов уже в раннем детстве любил рисовать, и в этом, без сомнения, сказалось влияние старшего брата Виктора, будущего знаменитого художника. Во время их жизни в Петербурге Аполлинарий Васнецов не смог получить фундаментального художественного образования, однако Виктор ввел младшего брата в круг известных художников, со многими из которых у него завязалась дружба, сохранившаяся на всю жизнь. В 1883 году на выставке передвижников было представлено первое значительное произведение Васнецова-младшего «Серенький день», имевшее успех и приобретенное Павлом Третьяковым. В 1888 году художник был принят в Товарищество передвижных художественных выставок, а в 1900-м получил звание академика. После смерти Исаака Левитана он возглавил пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К изучению истории и археологии древней Москвы Аполлинарий Васнецов начинает обращаться с конца XIX века, будучи уже сложившимся пейзажистом. Исторический пейзаж древней русской столицы становится основной и главной линией его творчества. Член Московского археологического общества, председатель Комиссии по изучению старой Москвы, Васнецов, прежде чем создать произведение, посвященное «седой древности московской», разносторонне прорабатывал любую тему, опираясь на научные данные. Художник принимал личное участие в археологических раскопках, проводимых в Москве в местах нового строительства или ремонтных работ. К каждому произведению он создавал не только эскиз, но и график-план, объяснительный текст, выступал с пояснениями на заседаниях общества «Старая Москва». Для создания исторических картин художник применял смешанную технику, сочетающую рисование углем, акварелью и итальянским карандашом, что позволяло четко воспроизвести каждую архитектурную деталь, каждую фигуру. В начале 1920-х годов художник создал ряд произведений на сюжеты из истории древней Москвы. Они были заказаны Московским коммунальным музеем (сегодня — Музей Москвы), в создании которого Васнецов принимал деятельное участие. Графика и живопись Аполлинария Васнецова являются ценнейшей частью коллекции Музея Москвы, его законной гордостью. Подобное собрание работ одного мастера, в котором столь художественно и научно был бы отражен весь процесс развития города, едва ли есть в каком-либо из исторических музеев мира. Васнецов-младший не только занимался изучением старой Москвы, но и активно выступал за ее сохранение. За два года до смерти, в 1931 году, он стал единственным из художников Москвы, выступившим против сноса храма Христа Спасителя. Свою точку зрения он изложил в открытом письме в газете «Известия».