Ещё
Опубликовано видео с дракой пассажирок автобуса
Опубликовано видео с дракой пассажирок автобуса
Люди
На видео попала пенсионерка, сорвавшаяся со скалы
На видео попала пенсионерка, сорвавшаяся со скалы
Люди
Как русский генерал разбил Наполеона в Голландии
Как русский генерал разбил Наполеона в Голландии
Люди
На мужчину подали в суд за «психоделический» дизайн
На мужчину подали в суд за «психоделический» дизайн
Безумный мир

В гостях у сказки: цифровые технологии и культура 

В гостях у сказки: цифровые технологии и культура
Фото: Уральский меридиан
Мы становимся зависимы от современных технологий и отпираться глупо. Многие уже не могут вспомнить, как жили без гаджетов, которые сегодня позволяют 24 часа быть на связи. Аккаунт в социальных сетях стал не роскошью и не прихотью, а одним из основных средств коммуникации с миром. О взаимосвязи музыкального искусства и «цифры» мы уже говорили. Пришел черед узнать, как обстоят дела с культурной средой в целом. Почему зритель больше не хочет быть пассивным и зачем культурные площадки переходят с нами в режим диалога? Разобраться поможет профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна .
«Мы окружены, сопротивление бесполезно», — хочется сказать, когда понимаешь, что цифровые технологии бесцеремонно внедрились в повседневную жизнь. Радоваться по этому поводу или грустить? Анна Григорьевна Качкаева — журналист, кандидат филологических наук, один из авторов учебника «Мультимедийная журналистика» — рассказала о плюсах и минусах цифрового прогресса.
«Миллионы компьютеров, которые подсоединены друг к другу, генерируют, а затем обмениваются данными — это и есть новая среда, от которой мы все зависим. Она образует иные социальные институты, иные социальные отношения — говорила на лекции профессор. — Мы вступили в век больших объемов информации и алгоритмов, с которыми иногда и сами создатели не знают, как справляться. Гаджетов становится больше, чем людей. И если считать, что медиа — соединительная ткань новой жизни, то нет ничего удивительного в изменении восприятия. Мы теряемся в потоках информации и верим скорее тому, к чему привыкли и к чему расположены. Срабатывает не рациональная, а эмоциональная составляющая».
Такую ситуацию назвали термином «постправда», который в 2016 году получил звание «слово года» от редакции Оксфордского словаря. Объективные факты стали менее важны, чем эмоциональная окраска сообщения и это признали официально. На слайде презентации лектора я прочла пугающую фразу: «К 2020 году количество устройств, подключенных к интернету, достигнет 25 миллиардов». С этим вряд ли можно что-то сделать, остается подстраиваться. Всё вокруг, и культурная среда тоже, вынуждены адаптироваться к новым условиям. Анна Григорьевна отметила:
«Происходит глобальный сдвиг от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Мы — более-менее благополучно живущие народы, не видевшие за последние 80 лет страшных войн — хотим показать себя в этой цифровой среде. Культуру потребления заменила культура участия. Сегодня посетитель музея — не только зритель исторической экспозиции, но участник группы людей, которым почему-то важно находиться в определенном культурном центре. Современные музеи все чаще удовлетворяют нашу потребность в новых событиях и переживаниях».
Действительно, сейчас функции музея не ограничиваются подготовкой постоянных экспозиций и временных выставок. На примере можно видеть, как разнообразен список предлагаемых мероприятий. Тут вам и лекции, и обучающие программы, и создание арт-объектов. Все это способствует формированию определённых сообществ, которые активно участвуют в жизни музея. Интерактивность позволяет выстраивать диалог с аудиторией.
Говоря о нововведениях, Анна Качкаева особо отметила Пушкинский музей. По ее словам, смесь технологий и гуманитарного понимания того, что есть музейная институция позволяет команде создавать прорывные проекты.
«Музей. Пространство внимания» — исследование, впервые осуществленное на базе биотехнологий. В музее были установлены тепловые камеры, которые определяли «места силы» — залы, где скапливаются зрители. Наблюдать, как посетители в течение дня, недели, месяца перемещаются в пространстве музея — любопытное зрелище. В будущем это поможет дополнять истории около определенных музейных коллекций», — пояснила лектор.
Когда я сама зашла на сайт Пушкинского музея, то просто увязла в разделе «Медиа». Кроме аудиогидов и виртуальных туров, там есть даже онлайн-игры и тесты. Не удержалась, прошла опросник «Узнай художника по мазку». Результат: 8 верных ответов из 12 вопросов, показался вполне сносным. Живопись не входит в круг моих первостепенных интересов. Но фраза, которая высветилась после прохождения теста: «Немного тренировки, и вы будете отлично разбираться в искусстве» и впрямь мотивирует на поход в музей или прослушивание аудиогида. Описывать пером сайт ГМИИ имени Пушкина считаю занятием бессмысленным, каждый должен увидеть это сам! А чтобы вы еще сильнее заинтересовались, помещу в материал видеоролик, снятый к юбилею музея. Эта работа получила главный приз на французском международном рекламном фестивале. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. По-моему, это превосходно!
Дети не любят ходить в музеи? Вы правда так думаете? Посмотрите видео, созданные телеканалом «О!» совместно с Третьяковской галереей и ГМИИ им. Пушкина. Уверена, вам понравится.
Цифровые технологии дали толчок к развитию и музеям, которые не могут похвастаться обилием экспонатов.
«В музее-заповеднике «Гатчина» все придумано так, что при посещении ты получаешь колоссальное удовольствие, — поделилась впечатлениями Анна Качкаева. — Там есть свое приведение, с которым вы можете «поаукаться» и это очень будоражит воображение. Готические мрачноватые стены подвигли Университет ИТМО (информационных технологий, механики и оптики — прим. авт.) затеять с музеем фестиваль «Ночь света». И теперь летними вечерами на стенах Гатчинского дворца мы можем видеть интереснейшие картины».
Кроме реально существующих музеев, есть и экспозиции в сети. Сайт «ikonotv» — уникальный проект, который появился благодаря масштабной оцифровке коллекций мировых музеев. Если зайдете на сайт и провалитесь в раздел «stream», то на своем мониторе увидите шедевры мирового искусства. Эти картины можно увеличивать, по ним можно свободно «перемещаться» и рассматривать мельчайшие детали полотен. А ведь все это мы могли бы никогда не увидеть…
Кроме музеев Анна Григорьевна рассказывала о появлении новых смысловых единиц — не СМИ и не культурных институций, а своеобразных гибридов. Что имеется ввиду? Гуманитарные сериалы в виде разговоров об истории, образовательные проекты и другие сайты с научно-популярными рассказами, подкастами, видеопорталами и мобильными приложениями. О них я расскажу в другом материале.
Развитие цифровых технологий иногда пугает. Стараниями IT-специалистов и других людей, связанных с «цифрой», мы попали в среду неопределенности. В среду, где сложно понять, чему верить. Но надо видеть и хорошее. Сегодня, благодаря новым технологиям, мы имеем доступ к произведениям искусства, которые раньше были вне зоны доступа. Более того, мы можем сами создавать культурные проекты, аудио-гиды, да мало ли, что еще. Инструменты новых технологий позволяют все время придумывать что-то необычное. И, по-моему, надо этим воспользоваться.
Фото превью: Александр Мехоношин / Президентский центр Б. Н. Ельцина
Видео дня. Что стало с ткачихой-стахановкой Дусей Виноградовой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео