Москва — город больших возможностей: Катя Бочавар — о выставке «Здесь и сейчас!»
В Манеже 1 августа открылась выставка современного искусства «Здесь и сейчас!». Куратор Катя Бочавар — художник, архитектор и дизайнер российского павильона на 53-й Венецианской биеннале (2009) — собрала на одной площадке все самое интересное, что происходило в культурной жизни Москвы за последние несколько лет. На трех этажах Манежа расположилось полсотни проектов, созданных известными и молодыми художниками: от VR-инсталляций групп AES+F или Recycle до работ участников Московской международной биеннале молодого искусства. Увидеть их можно бесплатно — вход на выставку свободный. Проект, идея которого родилась после встречи Сергея Собянина с молодыми художниками, проводится Департаментом культуры Москвы и в будущем может стать ежегодным. В интервью mos.ru Катя Бочавар рассказала о принципах отбора проектов, тенденциях в современном искусстве и своей любви к Москве. — Катя, проект «Здесь и сейчас!» — это и выставка, и театральные постановки, и музыка, и образовательная программа. Как вы для себя это все формулируете коротко? — У этого проекта есть подзаголовок — «Здесь и сейчас: выставка современного искусства Москвы». Главное в нашей выставке — современное искусство, которое становится своеобразным языком, на котором говорят люди разных профессий — как художественных, так и нехудожественных. Поэтому мы можем увидеть на выставке и театр, и больницы, в которых тоже живет современное искусство, и даже подъезды, где устроены галереи. Мы видим, как в классическом музее появляются видеоработы или технологии дополненной реальности. Мы видим, как спектакли переходят в жанр инсталляции, например VR-инсталляции. Очень хотелось это все показать. Добавлю, что здесь только московские проекты. — На какого зрителя ориентируется «Здесь и сейчас!» в первую очередь? — Это многослойный проект, он сделан таким образом, чтобы было интересно и специалистам, и самим художникам, и критикам, и знатокам, и вообще очень широкой аудитории. — Какой реакции вы ждете? — Хочется, чтобы, придя сюда, люди заинтересовались тем, что они увидят, чтобы они шли в город и посещали выставки, которые мы здесь представили, потому что многие из них работают и сейчас. Но те, кто придет к нам, увидят сразу 23 экспозиции, а в целом более 50 проектов, если считать перформансы, спектакли, лекции. — Откуда лучше начинать смотреть выставку, как двигаться? — Это важный вопрос, потому что наша выставка необычная, она построена как тотальная инсталляция. Можно сказать, это единое произведение на трех этажах Манежа. У нас есть приложение, которое называется «Здесь и сейчас». Скачав его, вы можете получить краткое описание каждого проекта. Еще в приложении предусмотрен аудиогид, который проведет вас по всей выставке. Озвучивал его актер Борис Перцель. Аудиогид есть и на английском языке, так что можно приходить со своими зарубежными друзьями. Еще мы издали газету (тоже двуязычную), чтобы тот, кто не хочет качать приложение, мог воспользоваться печатным изданием. Кстати, в рамках этой выставки мы совместно с соорганизатором проекта Мосгортуром открыли школу экскурсоводов современного искусства, и 26 гидов уже работают на площадке. К ним можно обратиться за помощью. Все эти услуги абсолютно бесплатны. — Это не первое ваше взаимодействие с Манежем. Какие условия продиктовала площадка на этот раз? — Площадка исключительно сложная для экспонирования, здесь очень большое и сложное пространство. Это удалось обыграть благодаря большой металлической инсталляции архитектора Константина Ларина, которая стала конструкцией, носителем для всех наших сцен и световых приборов. В то же самое время она самостоятельная работа в современном искусстве. Здесь можно говорить о кросс-дисциплинарности, о том, что архитектор, создавая структуру, которая должна быть использована с определенной целью, создает полноценное произведение искусства — пространственную инсталляцию. В Манеже очень большое и сложное пространство — Многие работы, вошедшие в экспозицию, уже знакомы московской публике. Например, проект «Психоз» группы AES+F. По каким критериям выбирали участников? — Все решения по выбору участников «Здесь и сейчас!» принимала я, так как являюсь единоличным куратором. Мы показываем много организаций, и мне было интересно, чтобы разные грани города развернулись на этой площадке. AES+F — это одна из самых известных у нас в стране и за рубежом художественных групп. И их проект идеально подходил под наш формат (так же, как и другие, которые можно увидеть). Его создали для спектакля по одноименной пьесе Сары Кейн, который впервые показали в 2016 году в «Электротеатре Станиславский». А через два года художники решили перевести это в формат VR-путешествий и успешно воплотили идею в жизнь. Сейчас «Психоз» можно увидеть еще в галерее «Марс», которая и предоставила нам оборудование. — Наряду с известными художниками участвуют и молодые — участники Московской международной биеннале молодого искусства. Скажите как куратор: за кем из них точно нужно начинать следить? — Следить стоит вообще за всей ситуацией в целом, ведь это дело вкуса. Кому-то больше нравится перформанс, кто-то влюблен в видео-арт, кто-то предпочитает медийные проекты. Лично мне во всем интересна точка, в которой все это пересекается. Говоря про молодых — да, в учебных заведениях происходят очень интересные вещи. Мне очень нравится общаться со студентами — не только факультетов современного искусства, но и дизайна, режиссуры. У нас участвуют два представительства ГИТИСа, два проекта Высшей школы экономики (курс современного искусства и курс графического дизайна). И у нас есть совсем молодые ребята, школьники из самоорганизованного сообщества, которое поддержал фонд современного искусства V-A-C. — Выставка проводится по поручению Сергея Собянина после его встречи с молодыми художниками в июне. Планируется, что проект станет традиционным. Если получится так, будете ли вы продолжать его курировать? — Это мне неизвестно. Но могу сказать, что эта работа приносит мне большое счастье, хоть и было очень тяжело. Проект сделали с нуля за два с половиной месяца. При этом все получилось действительно на очень высоком уровне. И мне бы хотелось, чтобы эта выставка стала ежегодной. Это бы говорило о заинтересованности людей в современном искусстве. Замечательно, что «Здесь и сейчас!» поддержал Мэр Москвы. Я работаю для всех — Вы говорили, что искусство сегодня переходит из объектного в коммуникативное состояние. В чем это выражается? — На нашей выставке — в том, что работы очень разнообразны и попадают в зону внимания совершенно разных площадок, которые зачастую никак не связаны с современным искусством. Например, благодаря проекту «ARTерия— семь этажей искусства в больнице XXI века» преобразилась детская Морозовская больница. Художники погрузили в современное искусство семь этажей — то, что получилось, до сих пор можно там увидеть. Художники не просто приносят в больницу свои работы, а создают их таким образом, чтобы общаться с детьми, которые попали в непростую ситуацию, поговорить, отвлечь их. В этом и состоит коммуникация. Или, например, проект «Чрезвычайная коммуникация» — это галерея в подъезде многоэтажки «Дом на ножках». Его жильцы каждые выходные собираются на вернисаж в собственном подъезде, они становятся одновременно и художниками, и посетителями. В этом же подъезде живут трое из пяти кураторов. А консьерж становится гидом. Радует, что жильцы этого дома теперь общаются между собой не только на темы коммунальных услуг или починки лифта, но и говорят об искусстве. — На ваш взгляд, что такое культура современной Москвы? На каком она сейчас уровне? — Думаю, что на высоком. Я живу в этом городе и слышу эти же слова от людей, которые приезжают из других мегаполисов. Им интересно в Москве. Здесь потрясающие спектакли, интересные выставки, огромное количество лекций, концертов. На мой взгляд, просто зрителей не хватает для того, чтобы охватить такой огромный культурный пласт, который у нас есть. Вообще, современное искусство заставляет художников, композиторов, танцоров, режиссеров переходить границы собственных видов искусства и жанров. И мы часто видим, как режиссер становится художником, художник становится режиссером, все меняются ролями. Подобная тенденция кажется мне одной из самых интересных в мировой культуре в целом. — В одном из интервью вы сказали, что сейчас гости выставок часто идут не на художника, а именно на куратора. Это действительно так? И какие зрители идут на Катю Бочавар? — Зритель все-таки идет и на художника, и на куратора. Я сама иногда художник, а иногда куратор. Вы знаете, я работаю в жанре, который называется site-specific — на русский это можно перевести как «здесь и сейчас». И мне важно создать выставку, спектакль или что-то еще в том месте и для тех людей, как мне предлагают. Так я делала постановку в Первоуральске для рабочих Челябинского прокатного завода и завода «Огнеупорщик». Мне приходилось создавать проекты в разных ситуациях. И у меня, как мне кажется, нет специального зрителя, я работаю для всех. И мне очень важно, чтобы моя работа считывалась абсолютно на разных уровнях и чтобы даже неподготовленный человек, который случайно увидел мою работу, заинтересовался ею хотя бы на самом внешнем уровне. — Долгое время вы работали в Нью-Йорке. Чем процесс подготовки московских выставок современного искусства отличается от нью-йоркских? — Там никогда не сделают даже самую маленькую выставку за два с половиной месяца. Ни при каких условиях. Все планируется сильно заранее. Такая выставка, как «Здесь и сейчас!», была бы запланирована минимум за два года. Даже за год никто не стал бы ничего планировать, там это безумие. Но мне нравится, что здесь мы работаем быстро. Это касается всего, не только выставок. Москва — город больших возможностей. И человек со способностями и желанием что-то делать, а уж тем более с добрыми намерениями, может найти свою нишу и быть востребованным.