Неля Коржова: "Ликование - это то, чего мы хотим хотеть"
Мы оставляем впечатления — Тема Ширяевской биеннале в этом году — "Ликование". Почему? — Начнем с того, что это десятая биеннале, юбилейная, и нам хотелось подвести какие-то итоги, понять, что мы делали почти двадцать лет. Важно было оглянуться назад, выделить основные вещи. Ширяевская биеннале всегда была живая. На других российских фестивалях часто бывает так, что берутся работы, а художников не приглашают. В этом смысле мы всегда отличались от остальных. Это принцип, которого мы с Романом (Роман Коржов — бессменный комиссар биеннале, прим. ред.) придерживаемся с самого начала, когда впервые пригласили в Самару своих друзей-художников. Так сложилась традиция — "художники для художников", изначально основанная на желании найти безотносительную ситуацию для высказывания, идее сотворчества "здесь и сейчас". Художник ценен тем, что он может предложить первичную идею. С ней он ликует. Это и есть — "самость творца не равного самому себе". — Номадическое шоу — неотъемлемая часть Ширяевской биеннале. В чем особенность этого формата? — Номадическое шоу — это такая выставка-путешествие в духе мистерии, совместное действо художников и зрителей, совместное переживание. Нас часто спрашивают — что остается в Ширяеве после номадического шоу? Это не парк скульптур, мы стараемся не оставлять следы от объектов, если они не вписаны в природу, тем более, что основная часть действа — перформансы. Мы оставляем впечатления, ведь то, что мы переживаем — и есть событие. Наша жизнь состоит из тех событий, которые мы переживаем. Номадичесшое шоу — это кульминация биеннале, которой предшествует проживание художников в домах местных жителей в течение двух недель. Резиденции бывают везде. Художники приезжают в какое-то место, где предоставлены условия для работы. Но это вовсе не означает, что их объединяет общая идея. Здесь же это работает как творческая лаборатория, с общей органикой пластических и концептуальных поисков. — То есть наследие Ширяевской биеннале — это те впечатления, которые участники и гости уносят с собой? — Важно что остается опыт целостного события, уникального формата действа, понимание, что в наш глобальный век не утрачено значение аутентичности. Впечатления получают те люди, которые приезжают на биеннале, а об идеях узнает все арт-сообщество в России и за ее пределами благодаря рожденным здесь проектам, статьям и книгам, встречам и дискуссиям. — Так вышло, что в этом году Ширяевская биеннале проходит через месяц после чемпионата мира по футболу. Все отмечали, что мундиаль — это не только небывалый наплыв гостей со всего мира, но и атмосфера всеобщего ликования. — Потому что ликование — это то, чего мы хотим хотеть. Международный арт-фон — Вы делаете Ширяевскую биеннале больше 20 лет. Это старейшее международное событие Самары. Как оно повлияло на арт-среду региона? — В конце 1990-х мы смогли сформулировать идеи, которые работают до сих пор. Это ценности, которые интересны художественному сообществу и позволяют биеннале жить, меняя и приращивая партнеров. В Самаре, например, нет ни одной большой институции, с которой мы не сотрудничали — университеты, музеи, галереи… Это, безусловно, развило среду, повлияло на нашу арт-сцену. С 99 года она выросла, потому что был такой арт-фон, серьезное международное событие современного искусства. Идея пути, творчества как совместного прохождения, повлияла на самарскую ситуацию в целом, и нашла во многом свое отражение в других проектах. Например, "Прогулка по пересеченной местности" Наташи Гончаровой, яркий опыт "Правого берега", созданного по опыту биеннале и продержавшегося более 10 лет. Сергей Баландин делал Квартирную триеннале, где основой является вхождение в дома. Даже на "ВолгаФесте" есть понимание, что важным выразителем ментальности является прохождение вдоль Волги. — Как формировалась программа юбилейной биеннале? — Художники обычно люди немногословные, несмотря на то, что родился новый пул концептуалистов, для которых описание и есть суть творческого выражения. Наша форма заявки — это некое описание того, что ты собираешься сделать. Было около ста заявок, из которых мы отобрали около 30. Мне бросилось в глаза, что все подробно описывали желание выйти из системы бесконечного противостояния и соревнования, системы политиков, менеджеров, сетей и арт-маркетинга, начать свою песню — самим по себе, а не как борьбу с чем-то… Поэтому тема ликования оказалась всем близкой. — Складывается ощущение, что самарских художников на Ширяевской биеннале с годами стало меньше. С чем это связано? Они не подают заявки? — Заявки они подают, конечно. Самарских художников было много один раз, на Третьей биеннале. Давайте посмотрим в процентном соотношении. Например, на чемпионате мира по футболу мы же не говорим, что из всех стран будет по одной команде, а российских две. Поровну — значит поровну. Здесь то же самое. В этом году из Самары участвуют Кирилл и Максим Якунины, Олег Захаркин и Маша Крючкова. Из других городов России — Андрей Кузькин, группа "Ночь", Семен Воронов и Московский ансамбль современной музыки. Четыре участника из России и четыре из Самары. Как я могу сказать — самарских будет не четыре, а восемь? — Есть ведь международные фестивали, где основная масса участников местные и, например, один зарубежный. — Иногда, это тот единственный, которого ждали всегда, но иногда… Проблема таких мероприятий, как мне кажется, состоит в том, что люди не чувствуют уверенности в своей правоте и думают: "пусть нас украсит один человек из соседней страны". И это понятное желание, оценить себя через опыт другого. Но всегда ли он нужен? Например, три года мы делаем "Волгу. Ноль". Это проект про нашу арт-тусовку. Он сформировался на международном фоне, но это изучение того, что представляет собой самарское художественное сообщество, какие у него перспективы. А биеннале изначально — это исследование состояния международной художественной сцены. Оно построено таким образом, что мы приглашаем всех высказаться на нашей территории. Любое международное высказывание, которое здесь транслируется, приобретает местный окрас, потому что на него влияет метафизика места. Это практика создания необыкновенно важна, про любое произведение всегда существует информация — вот эту главу автор написал там-то. Здесь он в Крым поехал, здесь на войну, а здесь он был счастлив, жил в Петербурге и скользил по балам. "Распахнуть коробочку" — Седьмого сентября по результатам биеннале в Ширяеве откроется выставка. Работы будут демонстрироваться в четырех павильонах. В таком формате она проходит впервые? — Мы уже проводили выставку на прошлой биеннале. Она была меньше, это была проба пера, первый лабораторный опыт. Задача выставки — показать результат работы художников в домах, где проходил сам процесс их создания. — Номадическое шоу не оставляет следы, это работы, которые создаются здесь и сейчас, а тут выставка в сентябре. Нет ли противоречия? — Это очень важный опыт для нас. Возможность расширить идею "номадического шоу", показать результат работы художников в домах, где проходил сам процесс их создания. В разных городах нас все время спрашивали, что можно увидеть в Ширяеве тем, кто не успевает на биеннале в августе, поэтому мы решили показать работы в таком формате. Может быть эта выставка станет новым вектором развития биеннале. В отличие от павильонов Венецианской биеннале, где разделение происходит по принципу национальности, я вижу целостность в таких тематических точках сборки, как "Опера", "Юрта", "Павильон-68". В этом году пятидесятилетие этой славной мировой революции, где важным лозунгом было — "Мы не хотим победить" — Еще одна выставка откроется 14 сентября в "Гудке" в рамках специальной программы. Какая у нее концепция? — Уже после Второй биеннале был запрос — покажите, что вы делаете. Это сложная задача, над которой мы с Ромой работали много лет. В свое время мы делали это в Кирове в виде видеопроекций из цитат, в 2016-м была, мы показывали идею материального и нематериального в виде инсталляции двух гор из деревянных поленьев, на которых выставлены фотографии. В этом году решили сделать выставку из видео, песка и природного камня. Главная идея — "распахнуть коробочку". Я все время пишу, что биеннале работает как альтернатива белому кубу, потому что белый куб — это специальная инсталляция, где все сделано таким образом, чтобы зритель смотрел в одну точку. Я говорю об идеальной ситуации, потому что она переросла в совершенно другую, когда в этом белом кубе на картинку уже никто не смотрит, все видят тусовку вокруг. Идея номадического шоу — убрать стены, а выставка в "Гудке" — это желание представить срез биеннале в такой форме, когда стены тоже распахнуты. Также для нас очень важно, что на выставке будет представлен одноименный каталог "Среднерусский дзен" об истории биеннале с 1999 года.