Открытка - от слова открытие: крымчанин собрал уникальную коллекцию
СИМФЕРОПОЛЬ, 9 авг — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. Что помимо общего корня объединяет открытку и открывалку? На первый взгляд, ничего. Но, как и открывалка, открытка позволяет открывать. Конечно же, не бутылки и банки, а мир. Например, художественный, когда на ней воспроизведена картина. Такие открытки называются открытками-репродукциями. Владимир Маяковский, говоря о звездах, что зажигают, назвал их "плевочками", которые кто-то именует жемчужинами. Выплюнутые печатной машиной, открытки становятся чем-то большим, чем просто нанесенная на них картинка. А порой — желанной целью и высокой ценностью, как в случае с коллекционерами, к числу которых принадлежит заслуженный журналист Украины, писатель из Судака Николай Плясов. Его коллекция насчитывает около семи с половиной тысяч открыток с репродукциями работ русских художников. Многолетнее увлечение филокартией (именно так называется коллекционирование открыток) позволило Николаю Федоровичу открыть немало новых имен и страниц в истории отечественного изобразительного искусства, любовь к которому когда-то и положила начало в чем-то судьбоносному увлечению. Любить искусство Николай Плясов и его коллекция художественных открыток Коллекционер сродни усыновителю, поскольку усыновляет (а не просто складирует) собираемые предметы. Украшая этими предметами свой мир, коллекционер раздвигает горизонты последнего, придавая исполненной увлеченности жизни здоровое ускорение. То самое, когда человек, выражаясь словами князя Петра Вяземского, "и жить торопиться, и чувствовать спешит". К старшим классам школы Николай понял: ему не быть художником. Благодаря едва ли не врожденной любви к искусству и неплохому знакомству с историей живописи, юноша успел попробовать силы в области изобразительного искусства. Среди таких проб было и срисовывание знаменитых работ мастеров русской живописи. Разумеется, с репродукций, некоторые из которых были напечатаны на открытках. "В 1963 году вдруг попадаются мне открытки с рисунками Репина, набор 1961 года издания. Половина из них позже пропали куда-то (в наборе должно быть 12 штук, а у меня осталось пять или шесть), — рассказывает коллекционер. — И я их копировал. В частности, рисунок "Кордова", любил очень эту работу. Срисовывал и другой замечательный рисунок — "Горбун". И однажды в голову пришла мысль: раз уж я не буду рисовать, писать картины, то буду собирать открытки". Николай Плясов демонстрирует открытки из своей коллекции Говоря о своем выборе, Плясов вспоминает строки австрийского поэта Анастазиуса Грюна: "Творить искусство может лишь избранник, любить искусство — всякий человек". За прошедшие с начала увлечения филокартией 55 лет Николай Федорович успел собрать двенадцать с половиной тысяч открыток — пять тысяч с репродукциями мастеров западноевропейской живописи и семь с половиной тысяч с работами отечественных художников. Собрать — и в одночасье продать! Все до единой! Продать близкому и состоятельному человеку, пожелавшему стать обладателем уникальной коллекции. Продать, чтобы на вырученные средства издать собственные книги об искусстве. Невероятно, но часть коллекции, открытки с картинами отечественных художников, почти полностью к Плясову вернулась. Летом прошлого года ведущий отечественный коллекционер художественных открыток Павел Цуканов огорошил крымчанина: "Есть на продажу более десяти тысяч открыток. Мне срочно нужны деньги, а открытки эти у меня имеются в двух-трех экземплярах. Забирай, и чем быстрее, тем лучше". Через несколько дней открытки, сопровождаемые новым владельцем, лежали в его автомобиле, который следовал из Москвы в Крым. "Три месяца я разбирался с этими открытками. Среди них встретилось немало в двух, а то и в трех экземплярах. И когда я все разложил, составил каталог, выяснилось, что у меня семь с половиной тысяч открыток. Фактически тех, что были раньше, за малым исключением", — признается коллекционер. Оставшиеся открытки Николай Федорович подарил внучке близкой подруги, студентке Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. От карточек к историческим сюжетам Дореволюционная открытка с картиной Елены Поленовой "Урок анатомии" Увлечение филокартией существенно помогло Плясову в исследованиях, касающихся истории искусства. К примеру, почтовая карточка с черно-белой репродукцией картины Елены Поленовой, сестры гениального пейзажиста Василия Поленова, позволила коллекционеру выяснить подлинное название представленной работы и год ее создания. "На дореволюционной открытке картина называлась "Перед экзаменами". И я считал, что эта работа имеет такое название хотя бы потому, что на картине изображены две дамы, сидящие с книжками, а третья — с черепом в руках. Подтверждало мою версию и то, что в Музее-заповеднике Василия Поленова (в Заокском районе Тульской области — ред.) эта работа была подписана как "Студентки-медички". Но подозрения крепли: если одна из девушек — студентка, то череп в ее руках понятен, но причем в таком случае мольберт, который изображен рядом. А картины на стенах?— рассказывает Плясов. — И однажды в сборнике, изданном в 1901 году в рамках оказания благотворительной помощи юным дамам, что приехали в Москву учиться, я увидел фото этой работы. Только там она называлась "Урок анатомии". Сообщил об этом в музей. Вскоре получил ответ, что в их архиве нашлась фотография картины с именами девушек". Две наиболее дорогие Николаю Плясову открытки с пейзажами его любимого художника Федора Васильева В роли моделей, кстати, выступили весьма известные в то время художницы, ученицы Василия Поленова сестры Эмилия (сидит на подоконнике) и Мария Шанкс (за столом), а также Елена Карзинкина, будущая супруга писателя Николая Телешова. Все они, естественно, стали очередными героями занимательных очерков коллекционера. В бытность Плясова завотделом городской газеты в Губкине щедрый практикант подарил ему девять старинных открыток. Они, по словам Николая Федоровича, позволили ему "прикоснуться ко многим страницам истории Российской империи и Советского Союза на протяжении века не через наукообразные фолианты, а через судьбы конкретных людей". Как адресантов, так и адресатов писем, начертанных на обратной стороне открыток. Коллекционер выяснил, что автором посланий был талантливый художник Иван Гаврилов, ученик Ильи Репина, адресовавший свои письма "другу Коле", потомственному московскому дворянину Николаю Кировичу Покровскому, женатому на сестре живописца Екатерине. Встречаются на старинных открытках и весьма забавные (в том числе и благодаря соседству с шедеврами отечественной живописи) рекламные надписи. Так, на обратной стороне открытки с репродукцией знаменитой картины Ильи Репина "Запорожцы" красуется реклама закрепляющего средства "Tannismut", которое "отлично помогает при острых и хронических поносах, даже тяжелого и упорного характера". Реклама закрепляющего средства на старинной открытке с "Запорожцами" Ильи Репина На другой карточке изображена картина неизвестного художника "Поворот гуцулов в Черногоры". На ее обратной стороне — короткое сообщение по-польски, автор которого, некий Юзек, извещает адресата, что находится в Коломые и, возможно, приедет во Львов. Открытка напечатана в издательстве известного просветителя, потомственного печатника Якуба Оренштайна. Его типография в Коломые помимо поздравительных, видовых и художественных открыток выпускала "Всеобщую библиотеку", в которую среди прочего вошли сотни произведений украинской и мировой литературы. Напечатанная в Коломые открытка с картиной "Поворот гуцулов в Черногоры" В коллекции Плясова немало открыток с историей. Картонных карточек, каждая из которых при ближайшем рассмотрении оказывается окошком в прошлое. Заглянув в него, можно узнать немало интересного. Чему подтверждением яркий пример крымского коллекционера и искусствоведа. Неслучайно ему так нравится выражение знаменитого филокартиста Николая Тагрина: "Увлечение коллекционированием органически, незаметно приводит к исследовательской работе. Истинная любовь к собираемому материалу как бы сама толкает на углубленное, всестороннее его изучение".