Директор КЦ Михаил Латков: «Наш центр самого высокого европейского уровня и притязательности»
Директор Культурного центра «Зеленоград» Михаил Латков: «Недавно, побывав в крупнейшем в Европе лондонском культурном центре «Барбикан», я еще раз убедился – наш Центр самого высокого европейского уровня и притязательности». Это вдохновляет. «Звездная» сцена 17 апреля исполнилось 35 лет КЦ «Зеленоград». Руководитель курсов конструирования женской одежды Любовь Черных, три десятилетия отдавшая центру, вспоминала: «Однажды, проходя мимо курящего мужчины, посмотрела на него осуждающе, но лицо у него было уж больно знакомое. И он на меня удивленно посмотрел. Пришла в группу, а мои подопечные говорят: «Так сегодня концерт Юрия Антонова». Или заместитель директора Центра Борис Андрюшин, стаж служения КЦ которого – 35 лет, рассказывал: «Требовалось придумать, как управлять троном со сцены для спектакля театра им. Вахтангова «Ричард III». Придумали, сами». Главный бухгалтер Валентина Коровина, работающая в Центре с его основания, говорит: «Больше всего меня поразила Алла Борисовна Пугачева. Она…Особенная». – Да, – подтвердил Михаил Сергеевич, – очень сложно вспомнить того, кто не приезжал в Центр. Здесь были все – от Аркадия Райкина, Михаила Задорнова или Муслима Магомаева, Валерия Леонтьева, Софии Ротару, Филиппа Киркорова, Николая Баскова, Елены Ваенги до театров «Ленком», МХАТ им. Чехова, Государственного академического театра классического балета Н. Касаткиной и В. Васильева, Владимира Спивакова… Сам Миша впервые попал в только что отстроенный, тогда еще зеленоградский ДК науки и техники, в 13 лет, на концерт Иосифа Кобзона и поразился, каким масштабным можно сделать такое представление, какая здесь акустика, интерьер. Здание проектировала группа архитекторов под руководством блистательного Игоря Покровского. В результате появился дворец, единственный в Москве в своем роде, непохожий на другие. По площади, свыше 20 тысяч кв. метров, Культурный центр «Зеленоград» занимает второе место в столице после КЦ «ЗИЛ». Еще тогда, подростком, Михаил внимательно следил за подобными деталями. Культорг по жизни Вам надо отдохнуть, сменить атмосферу с рабочей на праздничную или интеллектуальную, но совершенно иную. Вам хочется на время попасть в музыкальную или театральную сказку, заняться хобби, которое тянет магнитом. Но сказка не терпит пробелов. Концерт, спектакль, музыкальный или литературный вечер не терпят заминок. Декорации обязаны соответствовать высокому уровню современных запросов, сценой нужно филигранно управлять, для чего требуются сложные механизмы. Со «звездами» следует серьезно работать, чтобы они захотели вашу сказку посетить. Что для всего этого надо? Организация, режиссура, сценарий. Сказка предполагает непростую «строительную» и творческую работу. Мишу Латкова сказка, которую требуется сделать, зацепила с детства. Вообще, он – коренной зеленоградец. Отец, инженер-технолог, получил в 1964 году распределение на «Стеклопластик», мама была учителем музыки и пения. Детство и юность Михаила прошли в 8-м микрорайоне города – в начале 70-х годов это был поселок «Строитель». Вокруг пестрели деревянные деревенские домики, дачи. – Шустрый пацан? В то время все были шустрыми. Мы бегали еще по деревенским улочкам купаться и ловить рыбу на Школьное озеро. Раздолье. Иногда стенка на стенку ходили пацанами: «спецназ» микрорайонов. Но одновременно его увлек театр. Ездили и в Большой: мама обожала оперу. Дома все время звучала классическая музыка. Но интересно: Михаила привлекала не актерская феерия, он хотел сам «лепить» театральную атмосферу сказки, организовывать творческий процесс. Уже во втором-третьем классе устраивал дома для соседей спектакли. Натягивали импровизированный занавес, начиналась та самая сказка. Впервые оказался в ДК МИЭТ в 10 лет на концерте композитора Юрия Чичкова. Так что потрясло: раздвигающаяся стена, открывающая экран! Он еще мальцом понял, как сложно устроена механизация хорошего зала, и как его можно трансформировать. И в 897-ой школе, где он учился, Михаил был культоргом, в старших классах с ребятами ставил мюзиклы, режиссировал, писал сценарии. Не удивительно, что, еще не получив аттестат, он попробовал поступить на подготовительные курсы факультета «Режиссура эстрады и цирка» ГИТИСа. Но в школу Михаил пошел в 6 лет и в 16 окончил. Ему и сказали: «Юноша, в таком возрасте к нам не принимают, сначала надо жизнь познать». В результате он поступил на физико-химический факультет МИЭТа. Трудно было учиться, однако он и в вузе стал культоргом курса, факультета, института. Так и пошло: КВН, капустники, вечера к праздничным датам. То есть, он стал режиссером студенческой культурной жизни. И компьютер, и балет А в 1993-м, в 23 года, М.Латков стал самым молодым в Москве директором ДК МИЭТ. Одновременно поступил в институт культуры, где получил специальность менеджера в сфере культуры. Окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. 17 лет он отдал Дому культуры МИЭТ, превратив его в молодежный центр города. И сюда приезжали «звезды» первой величины. Ставили спектакли, проводили наглядные лекции по истории страны, православия при полном аншлаге. 7 лет назад М.Латков пришел в ДК «Зеленоград», нуждавшийся в переменах, модернизации. А сегодня КЦ «Зеленоград» – ультрасовременный, многофункциональный досуговый комплекс. «Звездные» концерты, спектакли – одно направление. Помимо этого, в КЦ действует около ста студий, ансамблей, секций – от народного танца и балета до робототехники, востребованных и у молодежи, и у пожилых. А по количеству творческих коллективов (их 33), имеющих почетные звания Москвы, Центр сегодня находится на первом месте в столице. – Звезды? Ведут себя по-разному, но, если у кого-то случаются повышенные запросы, мы можем их удовлетворить. Суперзвезды, как правило, ведут себя адекватно. Например, Олег Газманов приезжал много раз, конечно, делал знаменитые сальто на сцене. На последнем из своих концертов приглашал к сотрудничеству одну из наших танцевальных групп. А вообще, я вам скажу, в нашем Центре такая атмосфера, что комфортно не только посетителям – здесь приятно, интересно работать. Исполнилась мечта детства? Очевидно. Тем более что в последние годы КЦ «Зеленоград» сделал мощный рывок вперед, став центром мультиформатных культурных событий и местом притяжения горожан. Конкуренция сегодня в сфере культуры очень высокая, отмечает Михаил Сергеевич, поэтому они находятся в постоянно движении. Тем более, что наукоград – площадка особая. Но ведь сказку можно сделать былью! А хотите что-то еще – не молчите, вас в КЦ услышат. Здесь у всех «слух» хороший. Владимир Ратманский, фото Анны Алимжановой