Исповедь неискушенного: выставка на стыке жанров
В четверг, 9 августа, замруководителя Департамента культуры Владимир Филиппов провел экскурсию по выставке современного искусства «Здесь и сейчас», которая проходит в Манеже. В числе посетителей оказался и корреспондент «ВМ», поучаствовавший в интерактивных инсталляциях. В середине одного из павильонов выставки установлена узкая будка с занавесом на входе, вокруг которой сидят три девушки в черном, прильнув лицом к маленьким решетчатым оконцам. — Это «исповедальня», — говорит куратор выставки «Здесь и сейчас» Екатерина Бочавар. — Инсталляция студентки и художницы Любови Донковой. Посетители откровенно заинтересованы тем, что происходит внутри, ведь всегда хочется узнать, «что в черном ящике». Поборов нерешительность, первой заходит женщина средних лет, садится на стул. Девушки, сидящие вокруг будки синхронно открывают задвижки на оконцах, сначала слушают, затем чтото шепчут «исповедующейся». Через минуту женщина выходит, улыбается — в «исповедальню» тут же выстраивается очередь. Корреспонденту «ВМ» повезло — он успел проскочить в сакральную будку самым последним — инсталляция уже закрывалась, видимо, за весь день девушки устали «отпускать грехи». Стоило корреспонденту присесть на стул, как одна из девушек заговорила. — Здравствуйте, хотите ли вы исповедаться? — спросила она. — Я не очень разбираюсь в современном искусстве и немного смущен этим, — ответил я. — Как вы думаете, мне стоит что-то с этим делать? Стоит пытаться понять? И тут суть инсталляции стала ясна — все три девушки одновременно тихо, но быстро и экспрессивно принялись поучать несведущего корреспондента. Слушать одну из советчиц просто невозможно — голоса сливаются, сознание выхватывает из пугающего шепота обрывки фраз: «искусство безгранично», «я бы тоже так смогла», «познается в сравнении», «разнести тут все в пух и прах». После минуты выслушивания этих советов хочется вскочить и заорать: «Прекратите!» Идея автора предельно ясна. — Проект задумывался как отрицание чужого опыта, — рассказывает Любовь Донкова. — Но со временем он превратился в некий психологический эксперимент, причем для обеих сторон. Понять современное искусство бывает сложно, но пытаться сделать это, глядя на фотографии и видео в сети — для многих задача невыполнимая. Кто-то заходит в воду медленно, погружается сантиметр за сантиметром, а кому-то легче прыгнуть и сразу уйти под воду с головой. К чему эта аналогия? Можно долго ходить по разным выставкам, познавая все грани современного искусства, а можно посетить «Здесь и сейчас» и окунуться в этот мир целиком. — Проблем с тем, чтобы увидеть реалистов, импрессионистов, авангардистов, в Москве нет — в городе каждый день открывается минимум четыре новых выставочных проекта, — отметил заместитель руководителя столичного Департамента культуры Владимир Филиппов. — Нам очень важно возродить в Манеже традицию, которая была в послевоенное время — здесь показывали проекты, которые в те времена считались современным искусством. Название «Здесь и сейчас» объясняется тем, что экспонаты выставки — это «представительства», произведения искусства, являющиеся частью других, действующих в настоящее время экспозиций, находящихся в разных концах Москвы. По словам Екатерины Бочавар, их объединяет идея «кроссдисциплинарности». — Это то, в чем все мы живем. Еще несколько лет назад было в новинку, когда композитор становился режиссером или художник становился музыкантом. Сейчас же все это сплошь и рядом, и выставка посвящена этому феномену. Искусство перестало быть объектом, а стало языком, способом коммуникации. Часть экспонатов действительно будут тяжелы для понимания неискушенных посетителей. Специально для них разработали аудиогид, который расскажет историю создания произведений искусства и даст возможность проследовать за мыслью художника. Другая часть экспозиции проста и понятна. К примеру, на втором этаже Манежа как любители классической живописи, так и интересующиеся современными цифровыми технологиями смогут посмотреть на картины из постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина чужими глазами. История проекта «Взгляд» началась в 2016 году, когда в главном здании Пушкинского музея состоялась выставка московского концептуалиста Ирины Наховой. Суть его проста для понимания, но сложна технологически — на нескольких всемирно известных полотнах разместили датчики, считывающие движение глаз и направление взгляда. Собрав необходимые данные, Нахова создала семь экранов, демонстрирующих, как зритель исследовал картину: тот фрагмент, на котором остановился его взгляд, показывается четко, а все вокруг него — размыто. Рядом с экраном на табличке указаны три зафиксированных датчиками зрителя разного возраста, социального статуса и рода занятий. К примеру, некто Грегор, 42-летний житель Вены, дольше всего вглядывался в лицо пожилой женщины на портрете, написанном Рембрандтом в 1650–1655 годах. Помимо него картину созерцали пожилой Клифф из Нью-Джерси и маленькая пятилетняя Аня из Москвы. Сам железный каркас, в который вплетено большинство павильонов, — тоже произведение архитектора Константина Ларина — «Скетч Ап». По словам куратора выставки, он символизирует картотеку, в которую вложены все остальные экспонаты. Бродя по ней, можно зайти в самый известный московский подъезд, точнее — в реконструкцию подъезда в «доме на ножках» на ВДНХ. Жильцы превратили его в арт-пространство, где по выходным проходят вернисажи. Для тех, кто посетил выставку в премьерный день, экскурсию по макету подъезда проводил настоящий консьерж.