Мастерская без Дмитрия Брусникина: каким запомнился режиссер и педагог
Дмитрия Брусникина знают без преувеличения во всей России. Телезрители помнят его роли в сериалах «Петербургские тайны» и «Марш Турецкого», для театралов его имя стало синонимом смелых экспериментов. А «Мастерская Дмитрия Брусникина», в которой работают его студенты из Школы-студии МХАТ, несколько лет подряд делает одни из самых громких проектов в российском театральном мире и привлекает в театр тех, кто до этого им почти не интересовался. Все началось с Чехова Дмитрий Брусникин родился в Потсдаме в семье военнослужащего. В школьные годы он успел сменить около десятка учебных заведений — и в каждом ему приходилось заново искать друзей, привыкать к иным условиям. Он учился принимать перемены и использовать их во благо. Он еще не знал, как эти качества пригодятся ему в будущем, когда он возглавит один из самых известных театров Москвы и станет учителем талантливых актеров и актрис. Сначала Дмитрий Брусникин планировал связать жизнь с профессией, которая, как ему повторяли, всегда даст кусок хлеба, и в 1973 году поступил в Московский институт электронной техники в Зеленограде. Там же учился его старший брат. Интуиция подсказывала будущему театральному деятелю, что он не на своем месте. Догадка окончательно подтвердилась через год, когда он познакомился с режиссером и труппой местного Народного театра. Новые знакомые «из богемы» ярко контрастировали с теми людьми, которых Брусникин привык видеть с детства: в основном это были друзья и сослуживцы отца — прагматичные, строгие люди. В театре он увидел нечто другое. А когда сам вышел на сцену, понял, что наконец нашел то, что искал. В 1976 году вместе с друзьями — такими же увлеченными начинающими театралами — Дмитрий Брусникин поехал в Москву, к педагогу и актеру Виктору Коршунову. Особенных целей он тогда себе не ставил — просто хотел развеяться, а заодно составить компанию друзьям. Однако Коршунову хватило одного взгляда, чтобы понять, что перед ним будущая звезда, которую нельзя упускать. Попросил и Брусникина тоже прочесть что-нибудь, раз уж приехал. И тот прочел любимого Чехова. Коршунов был впечатлен, Брусникин тоже — не ожидал от себя такой смелости и отдачи. «Вам лучше оставить техническую специальность», — посоветовал педагог. Думать было нечего: первое, что сделал Брусникин, когда вернулся домой, — взял академический отпуск. Курс Ефремова и первые роли Декорации, оборудование, ремонт конструкций и механизмов — молодой человек в 1977 году попал на работу в Театр киноактера (тогда он назывался Театром-студией киноактера). Правда, пока машинистом сцены. Брусникин не жаловался: во-первых, можно бесплатно смотреть спектакли, во-вторых, бесплатно учиться у профессионалов во время репетиций, в-третьих, заводить полезные знакомства и ждать своего часа. Через год этого показалось мало, застрять на «технической» должности стало страшно, и Брусникин решил поступать в театральное училище. Документы отправились в Щепкинское и Щукинское, а также в Школу-студию МХАТ. Приемным комиссиям талантливый молодой человек понравился так же, как Виктору Коршунову, и его готовы были зачислить везде. Он выбрал школу-студию, где набирал курс Олег Ефремов — его имя уже гремело по всей стране. Первый курс — самое счастливое время. Брусникин не только постигал азы профессии, но и впервые серьезно влюбился — в однокурсницу Марину Сычеву, которая потом стала его женой, подружился с Романом Козаком. Со второго курса молодой артист начал выходить на сцену. В спектакле МХАТа «Путь» он сыграл революционера Александра Ульянова — его первая большая роль. Адреналин перед выходом на сцену действовал магически, аплодисменты опьяняли — Брусникин еще раз убедился, что сделал правильный выбор. Как открывать звезды После окончания курса Дмитрий Брусникин понял: он готов делиться знаниями с другими. К тому же его зачислили в труппу МХАТа — а это значит, что можно совмещать практику (для себя) и теорию (для учеников). В качестве преподавателя он собрал курс в 1993 году, студентов выбирал вместе с Козаком. Среди его выпускников — Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Сергей Лазарев. Большинство этих имен сейчас не сходит с афиш. Зрители и ученики любили его одинаково. Первые — за блестяще сыгранные роли в спектаклях, среди которых «Евгений Базаров», «Вагончик», «Дядя Ваня», вторые — за терпение, за то, как он умеет объяснять: живо, доходчиво, с юмором. В 2006 году Брусникин стал профессором Школы-студии МХАТ. Брусникин-актер В кино он тоже снимался: в «Отряде» (1984) Алексея Симонова исполнил роль красноармейца Никитина, потом последовали «По зову сердца», «Чемпионы», «Прорубь». После роли князя Дмитрия Шадурского («Петербургские тайны») Брусникина стали узнавать на улицах. Самому актеру его персонаж сначала не очень нравился, потому что в театре он привык играть совсем другие, классические роли. «Марш Турецкого», «Закон и порядок» и «Гражданин начальник» закрепили его славу. В 2009 году он получил звание заслуженного деятеля искусств России. Брусникин-режиссер Брусникину было интересно не только играть, но и создавать спектакли самому. В 1990 году он поставил во МХАТе «Раковый корпус» по Солженицыну, «Бесов» по Достоевскому, спектакль «Платонов». В последнем он сыграл главную роль. В театре-студии «Человек» он работал над «В ожидании Годо» по Беккету, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — над постановкой «Фортинбрас спился» по пьесе Тадеуша Главацкого. И это только малая часть его режиссерских работ. А когда Брусникина пригласили на съемочную площадку, он не смог отказаться: снял фильмы и сериалы «Чехов и Ко», «Сыщики», «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований», «Отдам жену в хорошие руки», «Ищейка», «Ищейка-2». Во многих из них он появляется и как актер. От «Человека» к «Практике» Преподавательскую деятельность Дмитрий Брусникин никогда не оставлял. Хотя он всем сердцем любил эту работу, она, конечно, была нелегкой. Но старания вознаградились сполна — на базе курса в школе-студии МХАТ появилась «Мастерская Дмитрия Брусникина». Три года назад труппу в полном составе приняли в театр «Человек», а ее руководитель стал заместителем художественного руководителя этого театра. В прошлом году актеры мастерской вошли в труппу театра «Практика». В мае 2018-го Брусникин стал здесь художественным руководителем. Планов было много, и он охотно ими делился. Премьеры, сотрудничества с другими мастерскими — того, что он хотел воплотить в реальность, хватило бы на несколько жизней вперед. Его не стало вечером 9 августа. Сегодня на сайте театра вместо новостей о спектаклях можно прочитать короткое сообщение: «Умер Дмитрий Брусникин. Наш лидер, наш художественный руководитель. Мы не знаем, как об этом писать, как об этом говорить…»