Собирать по-крупному: коллекции миллиардеров

Страсть к коллекционированию — распространённое увлечение. Многие с детства собирают марки, пивные банки, бабочек, монеты. У взрослых, особенно, богатых, возможностей для коллекционирования больше, и собирают они часто гораздо более ценные вещи, чем спичечные коробки и фантики от конфет. Некоторые коллекционируют предметы искусства, их собрания зачастую становятся всеобщим достоянием. Изначально картины и скульптуры собирали коронованные особы и аристократы. Благодаря им человечество имеет такие сокровищницы шедевров, как Эрмитаж, Прадо, Дрезденскую галерею и другие. Позже их примеру последовали купцы и фабриканты. Музей Гетти, Национальная галерея в Вашингтоне, музей Гуггенхайма — художественные собрания были созданы стараниями богатейших людей. Традиция собирательства была развита и среди российских промышленников. Так, крупнейшая коллекция национальной живописи создана купцом Павлом Третьяковым, серии работ импрессионистов в Пушкинском музее Россия обязана Ивану Морозову и Сергею Щукину. Современные предприниматели тоже не чужды коллекционированию. Сфера их интересов различна, коллекции отличаются по масштабу и качеству. Возможно, когда-то и они станут доступны многим. К слову, некоторые из богатых собирателей уже создали свои музеи. О коллекциях российских олигархов читайте в подборке News.ru. Золотые яйца Вексельберга Миллиардер Виктор Вексельберг — один из самых заметных меценатов и коллекционеров России. Уже много десятилетий он собирает предметы декоративно-прикладного искусства дореволюционной России. В его коллекции — табакерки, столовое серебро, религиозные предметы, ювелирные украшения. Самой заметной и ценной частью коллекции стали девять императорских пасхальных яиц ювелирной фирмы Фаберже. Изделия известного мастера были известны и востребованы среди российских и европейских аристократов и промышленников, таких, как, сибирская миллионерша Кельх, герцоги Мальборо, князья Юсуповы и другие, его фирма была поставщиком двора. Лучшим пиаром для бизнеса Фаберже стало внимание к его произведениям членов царствующего дома, в том числе, самих императоров, которые заказывали у ювелира в качестве подарков для близких к Пасхе сувениры в виде пасхальных яиц. Первое было создано по заказу Александра III, последнее, перед революцией — Николаем II. Именно эти два знаковых предмета вместе с ещё семью составляли коллекцию Малкольма Форбса — всего в ней было 9 предметов. Global Look Press/Xinhua/Li Peng Музей Карла Фаберже В 2004 году её купил Вексельберг за $100 млн. Тут же интерес к коллекции стало проявлять российское государство. Миллиардера убеждали передать собрание в один из музеев или создать для неё отдельный государственный музей. Стоит напомнить, что именно государство в своё время способствовало вывозу из России произведений Фаберже. Во-первых, после революции многие владельцы увезли вещи в эмиграцию, во-вторых, в начале 30-х изделия, оказавшиеся в государственной собственности, продавали за рубеж. Причём за достаточно небольшие деньги. В итоге, самые значительные и ценные предметы оказались на западе. Например, одна из больших коллекций принадлежит британской королеве Елизавете II, которая является родственницей российской царской династии. И вот, знаковые вещи возвращаются в Россию, и государство хочет получить их себе. Несмотря на уговоры, коллекционер был непреклонен. Он заявил, что сделает коллекцию открытой, но в частном музее. Так в России появился музей Фаберже в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге, который восстановил фонд Вексельберга «Связь времен». Помимо вещей Фаберже в фондах музея — произведения декоративно-прикладного искусства царской России, в том числе производства фирм, которые конкурировали с Фаберже: Хлебникова, Овчинникова и других. Помимо этого, коллекция музея содержит и картины как малоизвестных авторов, так и таких художников, как Брюллов, Айвазовский и Ренуар. Искусство даром: музей русской иконы Абрамова Древнерусская иконопись наряду с русским авангардом — яркий всплеск национальной художественной культуры, оригинальное и самобытное явление в искусстве, с которым, конечно, не сравнится никакая русская живопись. Этим и объясняется большой интерес к нашим иконам на западе, а вовсе не национальным колоритом. Скажем, Васнецова и Нестерова там знают мало и не особо ценят, несмотря на русские мотивы, а вот иконы… Тем более понятен интерес к религиозной живописи среди русских коллекционеров. Иконы собирали русские цари, аристократы, промышленники. С приходом атеистической советской власти эта традиция по понятной причине прервалась. Как известно новое — это хорошо забытое старое. Мода на собирание икон вновь возникла уже во времена брежневского застоя. Тогда это было частью таких тенденций, как интеллектуальность, поиск истоков и интерес к прошлому. Среди заметных собирателей икон стоит отметить предпринимателя Михаила Абрамова. Заниматься бизнесом он начал во времена перестройки, позже стал работать в «Ингосстрахе». За многие годы Абрамову удалось собрать около тысячи икон с XIV по XX век. wikipedia.org/Museum of the Russian icon Старообрядческая моленная, воссозданная в стенах Музея русской иконы В его коллекции есть экспонаты, представляющие все основные иконописные школы: Новгородская, Московская, Ярославская и другие. Важной частью его коллекции являются псковские иконы. Помимо русских образов в собрании Абрамова есть и иконы греческие, византийские, эфиопские, позднеантичные. Кроме икон также много других религиозных предметов: церковная утварь, шитьё, книги и многое другое. Всего около 5 тысяч предметов. Для хранения и показа экспонатов Абрамов решил открыть Музей русской иконы. Он появился в 2006 году на Гончарной улице. Посетить его можно абсолютно бесплатно. Серебряный век Петра Авена Как уже говорилось, русский авангард — единственное направление в живописи, в котором русские художники совершили всемирный прорыв. Однако, возникновению авангардного искусства предшествовал Серебряный век — время расцвета русской культуры. Тогда в России был всплеск во всех направлениях искусства. Достаточно вспомнить «Русские сезоны» Дягилева в балете, новаторство Стравинского в музыке, настоящий расцвет в поэзии… Немало знаковых имён было и в живописи. Картины именно этих художников собирает банкир Петр Авен. По словам коллекционера, любовь к живописи ему привил отец. На его вкус и пристрастия повлияло посещения мастерских художников и квартир коллекционеров. Тяга к покупке картин русских живописцев начала XX века возникала у будущего миллиардера уже тогда. Например, первого Фалька купил ещё отец Петра Авена по просьбе сына у вдовы художника. Банкир вспоминает, что картину мастера можно было приобрести в то время за тысячу рублей. Цена немалая, но для их семьи она была доступной. В то время за эти деньги, например, можно было купить пару цветных телевизоров. Для сравнения, сейчас работы художника стоят десятки миллионов рублей. tretyakovgallery.ru З.Е.Серебрякова. «Прекрасная ясность», фрагмент. Когда стали позволять доходы, Авен полностью отдался своей страсти к коллекционированию. Он решил собрать полную и разнообразную коллекцию русской живописи начала XX века. Кажется, ему это удалось. В его собрании — работы русских экспрессионистов, символистов, участников художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и других. В коллекции Авена есть работы Гончаровой, Ларионова, Коровина, Кустодиева, Петрова-Водкина, Судейкина, Юона, Добужинского и многих других. Стоимость коллекции оценивается в $500 млн. Владелец любит показывать экспонаты публике. Например, он предоставлял картины Серебряковой для выставки в новой Третьяковке, которая прошла в прошлом году. В планах собирателя есть и создание музея, даже не одного, а двух. По словам Авена, в будущем он может открыть музеи русского искусства в Москве и Лондоне. Часть площадей будет отдана под его коллекцию, часть — под выставки. Но пока, это лишь планы, и когда они осуществятся, неизвестно. Миллиардная коллекция Абрамовича Оценивать художественные достоинства коллекций миллиардеров — дело непростое: все они различаются по темам, школам, художникам и мастерам. Что касается стоимости, то первое место принадлежит коллекции современного искусства Романа Абрамовича. Её оценивают в $1 млрд. На решение олигарха собирать современное искусство повлияла его бывшая жена Дарья Жукова. Для неё миллиардер даже открыл в Москве центр современного искусства «Гараж». Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Stephen Simpson «Крик» Эдварда Мунка Основу коллекции Абрамовича составляют работы крупнейших художников-новаторов XX века. Среди экспонатов есть картины Мунка, Ротко, Бэкона, Кабакова и других. Например, в коллекции предпринимателя знаменитый «Крик» Эдварда Мунка. Это одна из четырех вариантов известной картины. Кстати, единственный в частной коллекции. Полотно олигарх приобрёл в 2012 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Стартовая цена была $50 млн и была поднята втрое. Другой шедевр, которым владеет Абрамович — «Триптих» Френсиса Бэкона. Работу одного из главных художников XX века коллекционер купил также на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $86,3 млн. Из других ценных произведений коллекции можно отметить 12 картин Марка Ротко и работы Ильи Кабакова, одного из самых дорогих из ныне живущих русских художников.

Собирать по-крупному: коллекции миллиардеров
© News.ru