На Ширяевскую биеннале прибыли первые художники
Человек есть дерево В минувший вторник можно было познакомиться с первыми художниками, приехавшими для участия в Ширяевской биеннале. Разговаривать с ними о будущих проектах — отдельное удовольствие. Много эмоций, много энергии. Кажется, что если им не дать кораблик Самара-Ширяево, они прыгнут в Волгу и сами поплывут до места, лишь бы быстрее приступить к работе. Все соглашаются, что "Ликование" — одна из самых выгодных тем для творческой самореализации. Но представлять ее будет каждый по-своему. Кто-то отталкивается от собственных ощущений, другие будут ориентироваться на зрителей и давать возможность почувствовать ликование им самим. Есть художники, которые уже продумали свои представления до мельчайших деталий, а есть те, кто пока имеет только идею, и ждет вдохновения от самого места. В любом случае у всех есть еще почти две недели, чтобы адаптировать свои проекты, довести их до совершенства и представить на Номадическом шоу. Не первый раз московский художник Андрей Кузькин примет участие в Ширяевской биеннале. Девять лет назад он уже участвовал в проекте и работал над темой "Америка: Между Европой и Азией". Именно он тогда соорудил белый вигвам, где сидел и записывал собственные мысли. Перформанс назывался "Быть художником, быть индейцем". С тех пор Андрей перешел из разряда "молодых и перспективных" художников в категорию наиболее заметных. Два года назад получил Премию Кандинского и успел представить свои работы и в Лондоне, и в Париже, и в Нью-Йорке. В этот раз его перформанс будет более откровенным. "Явление природы, или 99 пейзажей с деревом" Андрея Кузькина — сложный проект, который претендует на то, чтобы стать символом биеннале этого года. Возможно, кого-то не слишком заденет перформанс — голый человек стоит вверх ногами, по плечи в земле. Но этот образ многозначный и очень личный. Отец Андрея — художник. Некоторые даже считают, что Александр Кузькин — предтеча московского концептуализма. У него есть литография "99 пейзажей с деревом", которая и вдохновила Андрея на идею перформанса. Из 99 акций уже состоялось 58. Андрей представлял дерево в Кейптауне, Нью-Йорке, Гамбурге, и даже в Антарктиде. По словам автора, перформанс в городе разительно отличается от перформанса на природе, и если первый заявляет про проблемы экологии, то второй большо про единение человека и окружающего мира. "Каждый раз это немного обновление, — рассказывает художник о собственных ощущениях после перформанса, — как будто бы ты заново родился. После того, как ты вылезаешь из этой ямы — ты по-другому себя ощущаешь". Можно представить, что физически простоять двадцать-тридцать минут на голове в яме — это очень тяжело, но Андрей уже имеет хороший опыт. На вопрос, как реагируют на его работу, он отвечает: "Многие посмеиваются. Некоторые просекают, что я хочу сказать, и понимают — разговор на важные и сложные темы, и здесь нет места ухмылке". Разум и чувства Из Москвы будут представлять свое "Ликование" еще несколько художников. К Марии Крючковой особенное внимание. Она начинала еще в Самаре. Художница хорошо видит аудиторию и не боится сложных тем. Обычно она работает с темой отношений между людьми, но в этот раз "Ликование" подтолкнуло ее к другим образам. Она обратилась к воспоминаниям, когда еще училась верховой езде. Именно стремительная скачка на лошади — то чувство, которое, по мнению Марии, ближе всего к слову ликование. Она пока не до конца продумала композицию работы для биеннале, но уже точно сформировала идею. Возможно, ее работа станет главным экшеном Номадического шоу. "Мой проект называется "Прыжок", — рассказывает другой московский художник Семен Воронов. — Это мое переживание на тему "Ликования". Сам того не понимая, я очень трепетно отношусь к этому понятию. Когда мне предложили поучаствовать в Ширяевской биеннале, в таком интересном ландшафте, с такой супер интересной для меня темой, то мне практически сразу пришла идея провести параллель между ликованием и синусоидой. Есть нижняя точка и верхняя, пиковая точка. И ликование наступает где-то в центре этой бесконечной оси. То есть, когда мы что-то начинаем, сам факт начала — уже отправная точка к ликованию. Иногда вы идете-идете по своему пути, и это становится для вас слишком, и вам нужно перейти на какой-то новый этап, или спуститься ниже. В какой-то момент, когда мы проходим по этой синусоиде, мы останавливаемся — и тут наступает момент ликования". Такая математическая схема найдет свое реальное воплощение в ландшафте Ширяева. Синусоиду жизни будет символизировать гора, по которой будут взбираться и спускаться актеры. Семен выступит как режиссер действа. Он обещает целое представление, которое поможет зрителю разобраться в природе чувства радости. Этот перформанс претендует на звание самого глубокого и осмысленного отношения к теме "Ликование". Далекие и близкие Зора Парк из Кореи и Канады и Кайса Хааген из Норвегии и Швеции ждут от биеннале нового опыта. Их привлекла русская культура и специфика творческой лаборатории в сельской местности. "Меня заинтриговала возможность поехать в новое место, о котором я никогда ничего не слышала, и видела только несколько фотографий в Интернете. — рассказывает Кайса. — Ширяевская биеннале — своего рода единственная сельская биеннале. И для меня, как для молодого художника, возможность приехать сюда была большой удачей". Проект скандинавской художницы полностью будет зависеть от специфики ландшафта. Единственное, что известно наверняка, что главным материалом ее работы станет сахар — как универсальный символ всеобщей радости. Для Зоры из Канады Россия — это другой конец света. И упустить возможность поработать здесь она не могла. Она планирует проект, где центральным будет социальный танец — танец не как соревнование, а именно как получение удовольствия. Ее интересует рефлексия, совместное переживание двух людей. Поэтому образ танго станет центральным в ее произведении. Пока она сама не знает, будет это перформанс или интерактивный проект, будет ли это танец пары, или человека и природы. Может быть придется развешивать декор на деревьях или соблюсти лаконичность высказывания. Все определится в течение двух недель лаборатории. Фабрика ликования Самару на Ширяевской биеннале будет представлять группа из трех художников — Олега Захаркина и Максима и Кирилла Якуниных. Они заявили, что хотят больше ориентироваться не на себя, а на зрителя. Художники используют свой жизненный и творческий опыт и построят машину ликования. Каждый, кто зайдет в нее, испытает на себе всю силу искусства — от музыки до визуального счастья. Это целый эксперимент по производству ликования. Учитывая, что гостей на шоу будет немало, а художники рассчитывают на поток зрителей, в Ширяеве мы увидим не просто машину, а фабрика по производству радости. Команда пока держит все свои планы в секрете и раскрывает лишь общие моменты. Интересно, что, по их мнению, производство ликования — это целая система из последовательных этапов. То есть зритель будет чувствовать на себе воздействие то одной, то другой формы искусства. В любом случае, главное, чтобы зрители испытали ликование от всего Номадического шоу. Чтобы чувство непонимания и удивления не перевесило чашу весов, чтобы снова не поднялась это бессмысленная тема — зачем нужно современное искусство. С художниками все ясно — для них это уникальный и интересный опыт. Ведь помимо двухнедельной лаборатории, их ждут разборы и обсуждения работ. А зрителям необходимо отбросить всевозможные предрассудки, утром 25 августа сесть на кораблик Самара-Ширяево и быть готовыми к тому, что их будут удивлять с помощью всевозможных приемов и стараться перевернуть представление о простых вещах.