Своя колея превращается в дорогу. «ЦСД-Омск» отпраздновал первую годовщину
Современное искусство – это не для всех. Так было всегда: далеко не многие при жизни понимали картины Сальвадора Дали, сегодня же его творения стоят несметных денег; высшее общество воротило нос от Пушкина, когда он посмел писать на русском языке вместо французского; да что далеко ходить – буквально в ХХ веке долго не признавали великого Марка Шагала, СССР по политическим мотивам запрещал Михаила Шемякина, а Владимира Высоцкого отказывались принимать в официальные организации литераторов. Современники редко признают величие того или иного представителя искусства; исключение, пожалуй, составляет только СССР – там как раз бунтарей любили, но скорее из чувства протеста строю. Попса или опера? Сегодня мир изменился, и каждый из нас имеет возможность смотреть/слушать всё что угодно – от фрик-шоу до французских опер. Однако и искусство изменилось: в условиях самовыживания нередко ставятся не философские пьесы, а комедии, на гастроли приезжают не оперные, а попсовые певцы – потому что люди так хотят. Тем удивительней оказалось появление в Омске Центра современной драматургии, который основала ученица Николая Коляды, ставшая директором и художественным руководителем «ЦСД-Омск» Светлана Баженова. В бывшем стриптиз-клубе на левом берегу, где остался даже шест (хорошо вписывался во многие мизансцены) они открылись ровно год назад. Как сейчас признаётся Светлана, не ведали, что творили. Знали бы заранее, через что придётся пройти, вряд ли бы ввязались в эту авантюру. Но – ввязались. Команда молодых, но при этом уже давно и хорошо известных публике профессионалов решила пробовать, экспериментировать и искать свой путь. И тот факт, что годовщину самый молодой омский театр праздновал в Арт-центре на Любинском, доказывает: путь найден и даже слегка проторен. Потому что десятком даже самых крутых актёров широкой дороги не сделаешь, будет только колея. А дорога - это возможно только со зрителем, который у омского ЦСД уже явно появился. Как, кстати, и поддержка профессионалов-помощников – художников, музыкантов, хореографов, журналистов, каждый из которых внёс свою лепту. Кто-то помогал создавать спектакли, кто-то о них рассказывал широкой публике, чтобы люди знали: есть в Омске такой центр. Премьеры есть и будут! За календарный год, даже чуть меньше, в ЦСД сдали 14 (!) премьер. Более того, Светлана Баженова и режиссёр театра Ярослав Максименко смогли вовлечь в свои спектакли молодых ребят почти из всех театров Омска. Представьте, насколько это сложно: состыковать все графики, чтобы актёры могли репетировать и выступать не только в своём театре, но и в ЦСД. Но неугомонные поклонники творчества современных авторов пошли ещё дальше – они собрали в Арт-центре «драма баттл», который проходил в несколько этапов и принёс огромнейшее удовольствие участникам и публике. Свой отпуск актёры ЦСД потратили на то, что чтобы провести читки современных пьес в разных уголках города и на разных площадках. Часть из них войдёт в репертуар театра. «В новом сезоне вас ждёт шесть премьер, из них два зрелищных детских спектакля, под которые мы выиграли грант на молодёжном форуме «Ритм». Мы реализуем ещё три-четыре грандиозных проекта, таких как пицца-пати, театральных автобус, читки в школах, апгрейдим наши обсуждения, воскресим традицию актёрского клуба в совершенно новом формате и ещё много чего», - говорит Светлана Баженова. «Мы будем приглашать всех желающих на пиццу, а параллельно станем читать стихи, пьесы, петь песни, может кто-то расскажет забавную историю из своих театральных будней. Хотим запустить свободный микрофон для всех желающих. Мы хотим, чтобы у нас появилось место, которое бы знал весь город как место сбора всех, кто дышит творчеством. Не только артистов, но и музыкантов, художников, поэтов, журналистов. Примерно как в Париже в начале 20-го века», - добавил режиссёр Ярослав Максименко. Кстати, в ноябре театр едет к своему «родителю» в Екатеринбург на фестиваль современной драматургии. «ЦСД-Омск» везёт сразу четыре спектакля – чтобы уж сразить изысканную екатеринбургскую публику наповал.