Смешать, но не взбалтывать: что дает провинции современное искусство
Не проедешь — не узнаешь: решили организаторы проекта NEMOSKVA и отправили в путешествие по Транссибу ведущих международных экспертов в области гуманитарных наук и культуры, чтобы показать им, что в российской провинции есть не только медведи, балалайки и прочий лубок, но и вполне себе современное искусство. С 13 августа по 8 сентября более 60 корифеев из разных стран посетят 12 городов по ходу легендарной магистрали — Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск и Владивосток. В каждом они проведут открытые лекции и дискуссии на актуальные культорологические темы, но главное — познакомятся с местными художниками, оценят их работы и особенно новые идеи, дадут профессиональные советы. Предполагается, что самые интересные задумки будут отобраны для последующих выставок 2019−2022 годов, которые планируется провести в Центре изящных искусств BOZAR (Брюссель), в Москве, в регионах России, странах СНГ и БРИКС. А этот трехнедельный передвижной симпозиум NEMOSKVA завершится участием команды экспертов в Восточном экономическом форуме, который пройдет с 11 по 13 сентября во Владивостоке. Вместе с экспертами путешествует выставка нереализованных проектов «Большая страна — большие идеи», которая по мере продвижения на Дальний Восток будет пополняться новыми «экспонатами». Эскизы и документы собраны в единую инсталляцию, которую легко собрать, разобрать и снова собрать на новом месте. Что это даст регионам? NEMOSKVA была задумана еще в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества. Базовая задача — поговорить о новой культурной географии регионов и собрать некую целостную картину современной российской культуры, рассказала «Ридусу» куратор проекта, директор по региональному развитию РОСИЗО Алиса Прудникова, известная как комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале. С одной стороны, сейчас отовсюду, из самых разных сфер идет запрос на регионы, пояснила она. С другой, для самих регионов все так же актуальна проблема их видимости даже на общей карте России, не говоря уж о мировых масштабах. И проект должен ответить на вопрос, а чем, собственно, им логичнее всего проявляться, как с этим локальным контекстом работать и каким образом задавать международную планку. Как вообще вдохновлять общество современным искусством. «Мы понимаем, что это важный инструмент работы с территориями. Регионам это даст, прежде всего, знакомства, какие-то новые партнерские возможности, институциональные связи. Искусство — это всегда работа тет-а-тет, и все великие вещи складываются из какого-то разговора, диалога. Мне кажется, из таких встреч могут вырасти какие-то дальнейшие важные инициативы. Регионы получают круг людей, которые проявляют к этому интерес, но у которых не было повода и мотивации идти дальше Москвы и Санкт-Петербурга», — сказала Прудникова. Следуя по Транссибу, NEMOSKVA собирает, прежде всего, идеи еще нереализованных проектов, чтобы этот маршрут не оказался дорогой в никуда: люди проехали, посмотрели, что происходит, и на этом все закончилось. Очень важно, чтобы поезд с международными экспертами послужил, в том числе, неким локомотивом, драйвером к тому, чтобы дальше с этими художниками велась работа, чтобы у них появилась возможность реализоваться на какой-то важной мировой площадке. Именно поэтому в путешествие отправили людей, за которыми стоят глобальные институты, такие как Берлинская биеннале, биеннале в Шанхае и т. д. Но в целом это все-таки экспериментальная история, и что получится в конечном итоге, пока никто не знает, признают организаторы проекта, учрежденного РОСИЗО-ГСЦИ при поддержке Министерства культуры РФ и Благотворительного фонда В. Потанина. «Мы рады поддержать начинание, способное изменить распространенный стереотип о том, что российская культура начинается и заканчивается в столицах. Это не первый совместный проект фонда и ГЦСИ, и мы уверены, что он будет иметь положительный долговременный эффект», — отметила генеральный директор фонда Оксана Орачева. Смешать, но не взбалтывать Что дает регионам современное искусство помимо привлечения внимания? Как оно вообще сегодня выглядит, насколько востребовано и как вписывается в существующий культурный контекст? Такие вопросы обсуждались на первой остановке в Нижнем Новгороде. Этот город для региональной ситуации в целом не показателен, отметила Прудникова — в определенном смысле он уже находится в элитной тусовке, где все очень здорово, современное искусство любят и ценят. Центр современного искусства «Арсенал», где проходили все мероприятия проекта, ежегодно посещает порядка 200 тыс. гостей — это много. Новое художественное пространство в нижегородском Кремле создавалось, как коктейль для Джеймса Бонда — смешать, но не взбалтывать, рассказала директор Центра Анна Гор. «Мы стараемся показывать современное искусство в очень широких культурных контекстах. Российская публика практически все советское время была отторгнута от магистральных путей искусства и мало представляла себе, что такое современное искусство в международном понимании. Гораздо легче приходить к пониманию современного, если этому находится аналогия в прошлом. Если соединить прошлое и настоящее в непосредственном диалоге, процесс адаптации получается более легкий, более щадящий, более мягкий для того, чтобы современное искусство прижилось, стало частью современной жизни», — поделилась она рецептом. По ее словам, такой подход практикуется и по сей день, но уже есть ощущение, что скоро его надо будет пересмотреть, потому что уже формируется запрос на чистое современное искусство, без примесей. «Нам бы хотелось иметь город современный, европейский, модный, нацеленный на развитие. И мы видим это развитие в первую очередь в том, чтобы менять отношение к искусству. И без современного искусства сделать это невозможно», — уверена Гор. Насаждая современное искусство, очень важно научится слушать других, вставать на чужую точку зрения и учитывать процессы, которые уже идут на данной территории, поддержала тему куратор 10-й Берлинской биеннале современного искусства Габи Нгкобо. То есть, не следует выступать с какой-то доминирующей бескомпромиссной позиции, надо задаваться вопросами и пытаться оценить обстановку. «Конечно, пытаться встать на чужую позицию сложно, потому что эта позиция постоянно меняется. Сложно работать с чем-то неизведанным и при этом двигаться вперед», — признала эксперт. Традиционное искусство от современного вообще отделяет очень тонкая грань, добавила Орачева. Даже когда речь идет о классических музеях, одни из них мы называем современными, потому что они используют новейшие технологии и т. д., а про другие говорим, что они традиционные и совсем не современные. «Мы поддерживаем, в первую очередь, тех людей и, соответственно, их идеи и стоящие за ними организации, которые готовы что-то менять, не стоять на месте, не соглашаться с тем, что сейчас уже здесь, а двигаться дальше, задавать вопрос: почему это так, а не по-другому. Такие люди в итоге меняют нашу жизнь к лучшему, а конкретные детали в каждом городе могут немного отличаться», — сказала Орачева. По ее словам, фонд готов поддерживать тех, для кого творчество — не пустой звук. Творчество — это то, что заставляет нас развиваться, что позволяет нам экспериментировать и рисковать, быть инновационными в широком смысле этого слова, пояснила эксперт. Город, в котором я живу Современное искусство для любого регионального города дает повод жить в этом городе, продолжила дискуссию Прудникова в разговоре с «Ридусом». «Мне кажется, нет ничего более важного для любой территории. Это какая-то культурная, смысловая насыщенность. И это именно то, что дает современное искусство — ощущение, что ты живешь в городе, который на волне с какой-то большой мировой волной. Что ты находишься в каком-то глобальном процессе, не выброшен своей географической судьбой куда-то черт знает куда, где тебе ничего не светит. Что в любом городе ты чувствуешь себя в центре какой-то классной, наполненной жизни. И вот без искусства это невозможно», — отметила она. Кроме того, современное искусство повышает конкурентоспособность региона в глобальной городской борьбе. Так, Екатеринбург претендует на проведение «ЭКСПО-2025», и в заявочной книге среди показателей, которые говорят о готовности города принимать такие большие проекты, стоит не ЧМ-2018, а Уральская биеннале современного искусства. Вся современная экономика строится вокруг города, напомнила эксперт, и в этом контексте очень важно создание комфортной городской среды, с которой современное искусство, собственно, и работает. Конечно, это медленный процесс. Не бывает так, что пришел некий гений и тут же сразил всех наповал своим актуальным шедевром. Это, скорее, история про то, как вырастают целые поколения, которые готовы воспринимать нетрадиционные формы и идеи. «Мы начали слишком поздно в России, но это не значит, что это не наш путь. Надо постоянно создавать этот культурный процесс и говорить про сегодня, про сейчас. И вот в этих регионах, по которым мы едем, мне интересно, а что для людей значит это „сейчас“, в чем они чувствуют свою актуальность, что их куражит на данный момент. И еще интересно, как эти регионы могут взаимодействовать друг с другом, есть ли какой-то повод для обмена, для сотрудничества и т. д. Собственно, одна из таких важных для нас целей — понять, как эти разности можно собрать. Потому что пока это не собирается в какую-то общую картину, поскольку слишком большая территория», — подытожила Прудникова.