Владимир Шахрин: «Рок стал массовой культурой»

25 и 26 августа в столице состоится ежегодный фестиваль воздухоплавания «Московское небо». Воздушные бои, метательные планеры, аэростаты – хэдлайнером на этом празднике высоты и свободы станет легендарная российская рок-группа «Чайф». «Вечерка» пообщалась с ее солистом, певцом и гитаристом Владимиром Шахриным и выяснила, как исполнители воспринимают новые форматы выступлений и почему современное поколение не умеет искать качественную музыку. ЭКСКЛЮЗИВ «Вечерней Москвы» – «Московское небо» - это, в первую очередь, самолеты, парапланы и квадрокоптеры, а уже потом – песни и музыка. Каково это – вести мероприятие такого формата? – Атмосфера, конечно, отличается. Просто концерт на большой сцене в чистом поле – этого людям мало. Сейчас вообще наблюдается тенденция некой мультиформатности. Публика требует каких-то дополнений. И на фестивале нас ожидает очень красивая история со всеми этими воздушными шоу и летающими аппаратами. Человеку вообще полезно почаще поднимать голову вверх и смотреть на небо. – Сами любите летать? Страха не испытываете? – Страха нет точно. Мы очень много летаем, и я абсолютно спокойно отношусь к самолетам. Статус группы позволяет покупать билеты в бизнес-класс, так что перелет для меня – приятное времяпровождение. Тем более что с современными гаджетами можно и кино посмотреть, и музыку послушать. – А если речь не о комфортном самолете, а о чем-то более экстремальном? – Я пробовал и воздушные шары, и моторный дельтаплан, и спортивный двухместный самолет. И я хорошо понимаю как важно людям, которые занимаются монотонной работой и сидят в офисе, порой решаться на такой экстрим. Но мне адреналин с лихвой компенсирует музыка, гастрольная жизнь. Впечатлений и ярких эмоций, в общем-то, хватает. Я не нуждаюсь в этом выплеске, каждый концерт – и без того будоражащая история, когда все внутри закипает. – Что услышат гости «Московского неба» в вашем исполнении в этот раз? – Фестивальный опыт у нас очень большой. И мы прекрасно понимаем, что там соберется не только публика группы Чайф. Поэтому будем играть максимально известные песни. Но обязательно вставим несколько композиций из предыдущего альбома «Вино, кино и домино» и, я думаю, исполним что-нибудь из нового альбома, который записываем сейчас. – Чайф существует с 1985 года – как с тех пор поменялись предпочтения слушателей? – Для тех, кому сейчас 25-30, изменения не очень большие. Им все еще нравится смотреть на людей на сцене, которые играют на инструментах, делают живую музыку. Что касается молодежной аудитории, даже подростковой – то это уже совершенно другие слушатели. Многие из них в руках не держали ни одного музыкального носителя: ни пластинки, ни диска, ни кассеты. Вся музыка у них в интернете. Утром они вводят запрос «самое популярное сегодня», и программа выдает им плейлист. Его они и слушают, чувствуя себя вовлеченным в свой социум. – Что же в этот плейлист попадает? Вряд ли Шопен или The Beatles… – Это такая музыка, которая очень быстро меняется. То, что было два года назад, никто уже и не вспомнит. Я своими ушами слышал, как сами исполнители этой музыки возмущались: зачем исполнять старье, которому уже три месяца?! Песни делаются очень быстро: берется готовый компьютерный бит, на него начитывается какой-то текст, желательно провокационный. Ты можешь на следующий день взять другой бит и начитать что-то еще. Тут другое отношение самих исполнителей. – Неужели на это подсажены все? – Кто-то из молодых людей все-таки вдруг находит что-то интересное в старой музыке – условно говоря, из XX века. И даже на наших концертах есть молодежь. Недавно мы выступали на подростковом фестивале в Питере. Перед нами выходили артисты, у которых музыкантов на сцене нет. Вместо этого – магнитофон в виде диджейского пульта. И публика – в полном восторге. Тогда я понял: вот он, совершенно другой музыкальный мир. Однако половина из этой аудитории осталась и на группу Чайф. Нам даже подпевали. – Рок-музыка продолжает держаться особняком, создавать вокруг себя свою субкультуру? Или тоже вливается в эти новшества? – Рок сейчас стал массовой культурой, ей больше 70 лет. И в то же время, это некий классический жанр. Можно вспомнить, как когда-то появился джаз – абсолютно закрытая эстетская музыка. Потом это стало неким общим стандартом. С роком – то же самое. Вряд ли в нем произойдет что-то революционно новое. Но возможны другие прочтения, другие исполнители. – Главное – жанр остается живым? – Если он не умер за 70 лет, значит, уже точно стал неким каноном. – Сейчас в шоу-бизнесе очень много детей, на сцену выходят едва ли не в 15 лет. Что они ищут в музыке? – Для них это уже профессия. Основная часть заранее готовит себя к работе. Такие музыканты банально планируют: «Стану рок или рэп-звездой, они неплохо зарабатывают». И целенаправленно занимаются своим продвижением. Мотивация у них совершенно другая. Я их не виню, просто жизнь изменилась. Мы брали в руки гитары, просто потому что очень хотелось быть парнями с гитарой! Мы ни на что не рассчитывали. Даже подумать не могли, что наши песни будут звучать на радио, что мы будем выступать на каких-то площадках. Об этом не говорилось. Говорилось о том, когда будет следующая репетиция. – Не рано ли начинает молодежь? – Честно говоря, рановато. Может, это старческое брюзжание, но мне кажется, такой подход сломает очень многих. Слава – вещь хрупкая, недолговечная. И когда ты ее получил в 14 лет, а в 19 она уже закончилась, исход будет достаточно печальным. Детские школы рока у меня вызывают некий скепсис. Эта музыка изначально создана для людей, которые хотя бы прошли период полового созревания. Она замешана на страсти, на эмоциях, на отношении к жизни. И как минимум, жизнь эту нужно немного знать. – Что вы сами слушаете? – В основном, конечно, ту же самую рок-музыку. Люблю виниловые пластинки, с удовольствием их собираю. У меня около трех тысяч в коллекции. Процентов 90, правда, – западная музыка. Но и наших немало. С большим интересом открываю для себя произведения 1940-1950 годов, к которым по молодости относился с неким пренебрежением. В общем, как был меломаном, так остался. – Когда же ждать новый альбом? – Работа над ним идет, уже записали первые пять песен. Мы не торопимся, никаких обязательств у нас нет, коммерческой целесообразности – ни малейшей. Это некое собственное подведение итогов определенного этапа. Параллельно, кстати, мы собрали студию на свой вкус. Понятно, что она не будет приносить никаких денег, но и не в этом цель. Это такая милая аналоговая студия с ламповыми усилителями, со старыми микрофонами, с пленочным магнитофоном. И мы получаем от этого удовольствие. Как и от записывания песен. СПРАВКА «Чайф» — советская и российская рокгруппа, образованная Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым и Олегом Решетниковым в 1985 году. Еще в школе ребята играли каверы известных композиций. Сейчас на их счету — 18 альбомов.

Владимир Шахрин: «Рок стал массовой культурой»
© Вечерняя Москва