Выставка «Роберт Фальк. Грани творчества» откроется в сентябре в МВК «Новый Иерусалим»
15 сентября в музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» откроется выставка «Роберт Фальк. Грани творчества», которая представит живописные и графические работы мастера из собрания музея «Новый Иерусалим» и еще шести российских музеев, в том числе ГМИИ имени А. С. Пушкина, музея имени Бахрушина, Музея Востока, а также частных коллекций. Выставка приурочена к 60-летию со дня смерти Фалька и призвана отразить разнообразие граней творчества художника, показав его в развитии: от становления в период обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, до последних работ. В экспозицию войдет около 60 произведений. Некоторые из них будут продемонстрированы широкой публике впервые, например, ученический портрет «Цирковая артистка» (1909) Фалька, который был обнаружен во время подготовки выставки в химкинской картинной галерее имени С. Н. Горшина. Местонахождение этой работы долго не удавалось установить, и известна она была только по дневниковой зарисовке, сделанной художником. Незаконченный портрет выполнен на оборотной стороне другой работы — «Натюрморта с овощами» — и в настоящее время готов к двустороннему показу. Впервые будет продемонстрирован и «Натюрморт с клевером» (1912–1915), на обороте которого изображен «Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри». Особый раздел составят картины, которые художник писал, проживая осенью и зимой 1910 года в Новом Иерусалиме. Знаковой работой этого этапа можно назвать «Базар в Воскресенске» (1910) — ее, как и несколько других полотен, на выставку предоставит Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Картины, написанные в Воскресенске (Истре), как и ряд других экспонируемых работ, были созданы в то время, когда Фальк являлся активным членом авангардного объединения «Бубновый валет» (1910-1917), пройдя через увлечение искусством примитива и кубизмом, воспринятым через творчество Сезанна. Отразит выставка и парижский период, продолжавшийся почти 10 лет с 1928 по 1937 год, ставший одним из самых плодотворных для Роберта Фалька, периодом «постижения классики», в том числе искусства его любимого Рембрандта. Отдавая должное прекрасным тонким пейзажам с непарадными видами французской столицы, следует отметить, что на протяжении всей творческой жизни для Фалька самым важным жанром был портрет. Подлинная жемчужина выставки — портрет «Девушка в платье с кружевным воротником» из коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина. По существующей версии, на портрете изображена последняя возлюбленная Владимира Маяковского Татьяна Яковлева. Живописной тонкостью и глубиной отличается также «Портрет Валерия Фалька», сына художника из собрания музея «Новый Иерусалим». Выставка позволяет посетителям проследить весь творческий путь Фалька и познакомиться с многообразием интересов художника, с одинаковым блеском работавшего в жанре портрета, пейзажа и натюрморта. По мнению куратора выставки, заведующей художественным отделом музея «Новый Иерусалим» Людмилы Денисовой, Фальк и в настоящее время — одна из самых значимых фигур русского искусства. Архитектура выставки позволит посетителям одну за другой открыть «грани» более чем полувекового творческого пути художника, чрезвычайно многопланового мастера, всегда умевшего оставаться самим собой.