Театры тратят миллионы на бездарные спектакли
Культурную среду всколыхнул очередной скандал. На этот раз в центре внимания оказался Театр Луны. 51-летняя артистка Анна Терехова была вынуждена уволиться из учреждения из-за якобы интимной связи режиссёра Дарьи Поповой с актрисой Дарьей Цыпляевой. По слухам, Терехову освободили от участия в спектакле, чтобы её место заняла 33-летняя протеже Поповой. Складывается впечатление, что секс-скандал в Театре Луны вызвал больше интереса и резонанса, чем его спектакли. News.ru изучил подноготную учреждений культуры и проанализировал, на какие противоречивые постановки московских театров уходят миллионы рублей из госбюджета. Театр Луны Театр Луны под руководством Сергея Проханова открылся 14 февраля 1993 года и с тех пор является подведомственным учреждением Департамента культуры. В 2017 году театр получил субсидию — 100 млн рублей. Это достаточно крупная сумма для практически камерного театра. Для сравнения, Московскому театру им. Пушкина год назад выделили всего 109 млн рублей, а субсидия Гоголь-центра и вовсе равнялась 88 млн рублей. Но если последние театры и их постановки на слуху, то, как правило, премьеры Театра Луны пользуются меньшей популярностью у критиков и зрителей. Его последней заметной постановкой стал спектакль «Ордалии» о скандалах и интригах в провинциальном городке, премьера которого состоялась в мае 2017 года. Постановка получила неоднозначные отзывы зрителей, некоторые из них советуют ни за что не смотреть её: «Спектакль оставил неприятное „послевкусие“, не понимаю восторженных отзывов о данной постановке. На вкус и цвет, как говорится…». У других он вызвал недоумение: «Приезжала в гости к дочке. Решили разнообразить праздники и сходить в театр. Выбрали „Ордалию“. Очень трудно пересказать спектакль, вроде о коррупции. Постановка вообще не понравилась. Жалею о потраченных деньгах». К слову, декорации к спектаклю обошлись почти в миллион рублей. На создание костюмов руководство театра потратило 260 тысяч. Отзывы на другую постановку — «Дориан Грей» тоже нельзя назвать восторженными: «Самая бездарная труппа из всех, что я видела. Реально, было ощущение, что просто люди с улицы актёрствуют согласно своим представлениям, что есть театр и сцена. Желание смыться посетило не только нас, ибо в антракт громко ругаясь уходили не только мы». В театре уже состоялся сбор труппы. На нём директор Айрат Тухватуллин пообещал отремонтировать здание и сцену, а также повысить зарплату служащим. Несмотря на хорошую субсидию, оплата труда в театре не самая высокая. За услуги в качестве режиссёра по пластике в спектакле «Матри-Архат» Владимир Ананьев получил всего 26 тысяч рублей. А средний гонорар актёров за участие спектакле составил 100 тысяч. Театр Киноактёра Театр Луны — далеко не единственное учреждение культуры, которое получает более чем хорошее финансирование, но чьи постановки остаются незамеченными зрителями. Например, многие воспринимают Государственный театр Киноактёра, как арендную площадку. Но там есть своя труппа, которая играет свои спектакли. Правда, не всем зрителям они по душе: «Отвела дочь на этот ужас, не поднимается рука написать, что это спектакль — „Щелкунчик“. Девочка стала Щелкунчиком, надев маску „Ганнибала Лектера“! Что это вообще такое?! Хуже в своей жизни я не видела представления!». Из другого отзыва становится ясно, что при разработке спектакля его создатели сэкономили на декорациях и костюмах: «Декорации — висящие тряпочки, типа королевство. Световое оформление — тоже не ахти. Звук вообще жесть! Из всех героев сказки разборчиво слышно только королеву мышей. Когда фоном идёт музыка, диалогов не разберёшь». Осенью 2016 года руководство театра Киноактёра решило не продлевать с внештатными артистами договоры, хотя в репертуарных спектаклях задействованы в основном они: 18 актёров остались без работы. Артистов поставили перед фактом, что в театре начинается ремонт. Интересно, что в тот год субсидия театру составила свыше 300 млн рублей, а выплата зарплат сотрудникам обошлась бюджету в 75 млн рублей. Театр иллюзии Судя по отзывам зрителям, не сильно заморачиваются с декорациями и в другом учреждении культуры — Московском театре иллюзии. Один из зрителей так сформулировал своё впечатление о посещении театра: «Отвратительно и стыдно». «Сходили мы с детьми в Театр иллюзии на представление „Маленькие для маленьких“. Это стыд и позор. Подкупило „шоу с животными“. Но животные — это громко сказано: два гуся, две нутрии, голубь и два кота. Животные никакие не дрессированные, а видимо, пойманные прямо за театром. Как и актёры, впрочем. Иначе плохую игру и видавшие виды костюмы из бабушкиных сундуков я объяснить не могу. О чём было представление тоже не понятно. Сюжета нет, смысла тоже», — написал недовольный посетитель. Многие зрители отмечают грязь, пыль, отсутствие ремонта и непропорциональные качеству цены на спектакли в Театре иллюзии. И это при бюджете в 68 млн в прошлом году, из них 1,2 млн рублей были потрачены на услуги по содержанию имущества. Это только несколько примеров. А ведь Департамент культуры Москвы заведует десятками культурных учреждений, вкачивает в них деньги, но в результате от их работы становится «отвратительно и стыдно».